Выставка Foodmade: церковная облатка как элемент дизайна

«Есть, молиться, проектировать», - так можно перефразировать известную литературную и киноцитату, говоря о работах Кристины Челестино (Cristina Celestino), Эмануэле Маджини (Emanuele Magini) и студии CTRLZAK. Отправной точкой всех трех проектов стало церковное таинство Евхаристии и используемая в ритуале причащения облатка из пресного теста.
Кристина Челестино почти в прямом смысле слова возвела в культ рутинный процесс умывания и прочих эстетико-гигиенических процедур. Для исполнения «культа» она спроектировала «алтарь» Ecstasy – совмещенный с раковиной туалетный столик. Облатка неоднократно обыгрывается в геометрии изделия, а кроме того, увеличившись в размере, превращается в зеркала или становится белым холстом для цветных принтов. Одновременно дизайнер включает в проект и полностью противоположную идею: из облатки изымается религиозное содержание, и она становится просто облицовочным материалом для ширмы и табурета. Эмануэле Маджини сделал из облаток съедобный календарь Every Blessed Day («Каждый благословенный день»). Цель проекта – не просто  ежедневное причащение, но и напоминание о ценности времени, этого быстротечного и священного ресурса.
В христианской традиции употребляемые в ходе Таинства причастия хлеб и вино символизируют Тело и Кровь Христовы. Дизайнеры студии CTRLZAK развили эту метафору в весьма эпатажном направлении: в их версии хлебные облатки (а значит и тело Христа) становятся материалом для столовой коллекции Transubstantia Paganus (в нее входят тарелки, бокалы, вазы, блюда и даже светильник). Не стоит предавать дизайнеров анафеме: их радикальный проект – своеобразное авторское эссе на злободневную тему потребления и потребительства, размышление о профанации сакральных ценностей и их низведении до уровня банального материального продукта. Зритель сначала любуется изящными и хрупкими предметами, потом узнает об их святотатственной  подоплеке и задумывается о сути происходящего в обществе идеологического, политического и религиозного кризиса

Обсуждение (0)

Комментировать