Трамвай как элемент среды

В дизайнерском интернет-пространстве уже довольно долго идут словесные баталии вокруг первого российского низкопольного трамвая R1, продемонстрированного в 2014 году на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге. Что в сухом остатке?

Неоспоримый и очень важный факт: в России появилось общественное транспортное средство, способное стать полноценным элементом архитектурного облика современного мегаполиса. Не секрет, что подавляющее большинство подобных машин технически и эстетически устарело. Причем «эстетическое» отставание даже заметнее, чем техническое.
Разработчики модели из ОКБ «Атом» постарались учесть эту проблему. У них появилась формула vehitecture («vehicle+architecture»); рискнем расшифровать ее как «транспортектура» или «транспортектоника». Новый термин обозначает функцию междисциплинарного сектора, возникшего на стыке транспортного дизайна и архитектуры. Яркий пример «транспортектоники» - дизайн крыши нового трамвая. Авторы учли распространенность высотной застройки в крупных городах России и то, что их транспортное средство будут разглядывать не только спереди, сзади или сбоку, но и сверху, с балконов многоэтажек. Поэтому технические узлы, располагающиеся на крыше, скрыты обшивкой.
По словам главного дизайнера проекта Алексея Маслова, он и его коллеги стремились к тому, чтобы создать трамвай, конкурирующий с автомобилями по уровню комфорта. Так можно содействовать решению проблемы пробок, актуальной для всех без исключения городов-«миллионников».  В настоящее время модель готовится к серийному производству. Уже заключен контракт на поставку трамваев R1 между «Уралвагонзаводом» и мэрией Екатеринбурга.

Особенности трамвая R1

В основе дизайнерской концепции лежит образ ограненного камня – черного уральского самоцвета в металлической оправе, зеркально отполированные поверхности которого отражают все, что происходит вокруг (элемент среды!).

Отличия прототипа от серийного образца составляют не более 10%. Это рекорд в мировой практике промдизайна.

Наличие в линейки нескольких классов машины. Они отличаются не качеством исполнения, а стоимостью материалов и комплектацией.

Конфигурацию салона можно менять в зависимости от городских условий и загруженности маршрута – благодаря модульной конструкции кузова.

Вертикальная и горизонтальная системы амортизации.

Обсуждение (0)

Комментировать