Один из самых удачных примеров интерактивного «рефлектора» - Музей современного искусства в Кливленде Фаршид Муссави (Farshid Moussavi). Вероятно, нью-йоркский павильон Snøhetta встанет в этот же ряд. Он является частью мемориального комплекса, расположенного на месте башен Всемирного торгового центра, рухнувших в результате террористической атаки.
Норвежцы одержали победу в конкурсе на проектирование павильона еще в 2004 году, однако планировочная схема с тех пор менялась несколько раз, так что строительство постоянно откладывали. Однако хорошо то, что хорошо кончается. «Мы хотели создать место, которое было бы порогом между повседневностью и уникальной атмосферой мемориала, полной трагизма и надежды одновременно», - говорит один из руководителей бюро Крейг Дайкерс (Craig Dykers).
Павильон Snøhetta – весьма изящная постройка, он удачно вписывается в архитектурный ансамбль мемориальной площади. Наклонные стеклянные плоскости фасадов – аллюзия на природный кристалл или драгоценный камень. Они формируют атриум, две несущие колонны которого (это можно увидеть только изнутри) представляют собой фрагменты сохранившихся металлоконструкций WTC. Так архитектурный элемент приобрел статус скульптуры, сурового напоминания о величайшей в истории США трагедии.
В качестве главного материала норвежцы выбрали стекло, причем не только из соображений урбанистического интерактива. Есть и более прозаичное объяснение. Дело в том, что музей 9/11 расположен под землей. А сквозь прозрачные грани атриума внутрь проникает солнечный свет как символ продолжения жизни.