Все постройки Альберти во Флоренции отмечены одной особенностью: принципы классического порядка, извлеченные мастером из римской античной архитектуры, применены им с большим уважением к традициям тосканского зодчества. Новое и старое, образуя живое единство, придает этим постройкам неповторимо «флорентийский» стиль. Работы архитектора в Северной Италии характеризуют уже более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу «возрождения» римской античной архитектуры. Если дать общую характеристику всему творчеству Альберти, то это, в первую очередь, стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль.
Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения». Он оставил свой след практически во всех сферах науки и искусства своего времени – филологии, математике, криптографии, картографии, педагогике, теории искусства, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, живописи. Создал свою этико-философскую систему, в основе которой лежала достаточно оригинальная концепция человека.