Эклектика и фьюжн: разные подходы к смешению стилей

Слова «‎фьюжн»‎ и «эклектика»‎ часто используют как синонимы, это оправдано только в том случае, если мы абстрактно говорим о смешение разных стилей и направлений. В дизайне интерьера эклектика и фьюжн — не одно и то же. Это стили-единомышленники с общей задачей — смешивать и сочетать разностилевые элементы, и единой целью — создавать уникальные жилые пространства. Но хоть цель у них одна, средства разные. Посмотрим, где заканчивается эклектика и начинается фьюжн.


Эклектика: уже не историзм, ещё не фьюжн


Эклектичный интерьер — это не вынужденное соседство случайных вещей, и не «сборная солянка»‎, в которой намешено всё подряд. У эклектики есть своя «рецептура».


Термин «эклектика» или «эклектизм» (от греч. eklego — «выбираю») существовал ещё во II веке, так называлось направление греческой философии, объединяющее различные концепции, заимствованные из других философских систем.


Как о стиле интерьера об эклектике заговорили только в XIX веке, в то время особо смелые архитекторы и декораторы начали смешивать элементы барокко, классицизма и других исторических стилей, создавая более индивидуализированные пространства. Классическую обстановку в домах аристократов также начали активно разбавлять интерьерными диковинками, приплывающими в Старый свет из стран-колоний.


Эклектичный интерьер обычно сочетает ингредиенты двух-трёх стилей, стараясь объединить их за счет общего цветового решения и фактур или наоборот — сыграть на контрасте. Из всех экспериментальных стилей, стремящихся к сочетанию несочетаемого, эклектика наиболее сдержанный вариант.
Ещё один псевдо-синоним интерьерной эклектики — историзм. Как и эклектика он может миксовать классику и современность, но очень бережно и выверено, соблюдая историческую точность, выбирая только один классический стиль и аккуратно адаптируя его под наши реалии. В интерьере в стиле историзм не будет светодиодной подсветки, потолочных спотов или мебельных-трансформеров. Эклектика действует свободнее и может легко подружить современную мебель и декор с лепниной, нарядными каминными порталами и старомодным паркетом.

Эклектика роднит между собой близкие по духу стилевые направления или использует один стиль как основу, деликатно расставляя контрастные стилевые акценты с помощью другого. Популярный пример модной эклектики: исторический стиль в сочетании с контемпорари, приправленный несколькими выразительными этническими акцентами.


База для стилевого смешения чаще всего выбирается нейтральная: светлые стены, белый потолок, деревянный пол, главная роль отводится мебели и декору.


Эклектичные интерьеры необычные, художественные, детализированные, непохожие друг на друга. Их хочется разглядывать и разгадывать.

Эклектичные пространства не должны вызывают ощущения творческого хаоса, все предметы здесь ладят между собой, объединенные общим настроением или темой. Эффекта помогают добиться повторяющиеся образы: родственные линии в мебельной геометрии, узоры и оттенки в принтах, разные элементы, выполненные из идентичных материалов. Без дизайнерского чутья собрать такой интерьерный гербарий едва ли получится.


Фьюжн: свобода, но не китч


Стиль фьюжн (англ. fusion — «слияние») можно назвать идейным последователем эклектики. Фьюжн выходит на интерьерную сцену в конце XX века, предлагая объединить в одном пространстве на первый взгляд противоречивые и несовместимые идеи. Весь фокус в том, чтобы «сочетание несочетаемого» выглядело целостно и гармонично.


Фьюжн смелее эклектики, фьюжн контрастнее, фьюжн окончательно развязывает фантазии руки и вольно трактует историю.

Если деликатная эклектика работает с двумя-тремя стилями, глобальный фьюжн ни в чём себя не ограничивает, смело миксуя эпохи и страны, сталкивая разные культурные традиции и образы.


Фьюжн едва ли совместим с минимализмом, как и эклектика он тяготеет к детализации, обилию декора и фактур. Фьюжн — это скорее про интерьерный максимализм, но без ощущения избыточности, помогает в этом зачастую всё та же нейтральная отделка.


Фьюжн больше любит яркие цвета, активнее использует стили второй половины XX века и современные материалы. Историзм в стиле фьюжн скорее ироничный. Одна из «фишек» — добавить в интерьер исторического вида объект, выполненный например из полипропилена, или классической формы кресло с поп-арт принтом. Если в таком интерьере и присутствуют статусные элементы, они смотрятся скорее богемно, дворцовая роскошь исторических стилей — это не про фьюжн.

Фьюжн работает на грани китча, но не забывает про умеренность. Вся разношерстная компания из отделки, мебели и декора в таком интерьере должна быть объединена общей концепцией. Такая обстановка, хоть и построена на контрастах, выглядит завершенной.


Фьюжн не любит традиционные планировки и жесткое разделение на функциональные зоны. Связь между объектами в таком пространстве продиктована скорее эмоциями, чем функциональностью. При этом у интерьера в стиле фьюжн нет задачи эпатировать или рассмешить, его цель — рассказать личную историю своих обитателей.
Главный ингредиент интерьера в стиле фьюжн — хороший вкус и здравый смысл, без них он может превратиться в хаос. Нарушать правила тоже нужно с умом.



Любой проект интерьера — всё равно что сшитое на заказ платье, и если проекты, выполненные в рамках одного стиля, можно сравнить с классическим кроем, то фьюжн и эклектика — это экстравагантные дизайнерские модели, второго такого «платья» не найдешь. Создавать уникальное всегда сложнее, такую работу стоит доверить опытному дизайнеру интерьера.

Обсуждение (0)

Комментировать

Чтобы подать работу на конкурс нужно загрузить её в портфолио