Патрисия Уркиола: женское лицо итальянского дизайна

СМИ называют её «ураганом» за темпераментность, своенравный характер и головокружительную карьеру в отрасли, где доминируют мужчины. Её имя фигурирует в ТОП-ах самых известных и востребованных дизайнеров мира по соседству с такими звёздами, как Филипп Старк и Карим Рашид. Её работы можно увидеть в Музее Современного Искусства на Манхеттене и престижных мировых галереях. Она не боится самых неожиданных материалов и самых смелых сочетаний, превращая привычное в уникальное. Как Патрисия Уркиола добилась успеха, какие задачи ставит перед собой как дизайнер и в чём черпает вдохновение? Рассказываем.


Архитектура и промышленный дизайн


Патрисия Уркиола — испанка в итальянском дизайне. Она родилась в городе Овьедо в 1961 году. Отец будущей звезды мирового дизайна был промышленным инженером, мечтающим о карьере архитектора, которых в семье Патрисии водилось много среди близких и дальних родственников. Мать Патрисии обладала прагматичным характером, степенью по философии и уверенностью в том, что женщина может быть независимой, которую привила и дочери.


В 18 лет Уркиола отправляется в Мадрид, где изучает архитектуру в университете, а продолжает свое обучение уже в Политехническом институте Милана под руководством Акилле Кастильони.


Легенда итальянского дизайна Кастильони становится идейным вдохновителем Патрисии и перенаправляет её темперамент из архитектурной среды в промышленный дизайн.

Алюминиевая уличная мебель Maia для Kettal


С 1990 по 1992 год Уркиола ассистирует Кастильони в институте Милана, читает лекции о промышленном дизайне в Париже и сотрудничает с итальянской компанией Maddalena De Padova. Там она знакомится с ещё одним столпом итальянского дизайна — Вико Маджистретти, который высоко отзывается о талантах начинающего дизайнера. Заручившись такими авторитетными рекомендациями, Уркиола становится заметной фигурой в большом промышленном дизайне ещё на заре карьеры.



До 1996 года Патрисия трудится над интерьерами и архитектурными объектами под руководством Кастильони, начиная с 1998 года, работает в мастерской Lissoni and Associates, где имеет дело со множеством громких мебельных брендов. А уже в 2001 году, недавно став матерью и пережив тяжелый развод, открывает собственную студию дизайна и архитектуры в Милане.


Дружба и независимость


Уркиола создает остроумные, самобытные и в то же время очень практичные вещи, необходимые для повседневной жизни.


Патрисия утверждает, что стул, ложка и чашка «должны стать нашими друзьями», которые будут вызывать желание подойти, потрогать, рассмотреть, короче говоря: познакомиться поближе.

Кресло Biknit для Moroso


Объекты вроде кресла Biknit с его уютной крупной вязкой или кресла Gender 570 с его мягкой внутренней частью и «ушастой» спинкой действительно выглядят так, будто предлагают на них посидеть, и в то же время напоминают арт-объекты, «сбежавшие» из выставочного пространства. Это объединение практичности и художественности отличает подход Патрисии к промышленному дизайну.


Называя интерьерные объекты «друзьями» человека, она в то же время утверждает их независимость от человеческого тела, сравнивая их с поросшими мхом валунами и поваленными бурей деревьями. Ты можешь присесть на них, но прекрасно осознаёшь: «они такие как есть не ради тебя».


«Задача дизайнера — сделать так, чтобы кресло или диван были удобными, чтобы с них не хотелось вставать. Но если вы всё-таки встали и отошли в сторону, после вас остается не пустота, которая должна быть занята телом, а нечто самодостаточное, как пейзаж».

Кресло Gender 570 для Cassina


В таком подходе к предметному дизайну ясно просматривается глобальное архитектурное мышление Патрисии.


Ассоциации и воспоминания


Патрисию вдохновляет многообразие природного мира. Она цитирует природные формы в таких культовых объектах, как «цветущее» кресло Antibody и кресло Fjord, в форме которого угадываются очертания извилистых скалистых берегов Норвегии.

Кресла Antibody для Moroso


Кресло Antibody не просто декорировано «цветочками», цветы выступают в качестве конструктивного элемента: это уже не «украшательства», речь снова о предметной архитектуре.

Кресло Fjord для Moroso


Дизайнера волнуют не только флоральные, но и этнические мотивы: африканские, индонезийские, азиатские. Из этого источника Уркиола черпает не только образы и ассоции, но и ремесленные технологии. В её работах часто можно встретить нарочитые обаятельные несовершенства, свойственные продуктам ручного труда. Будучи поклонницей вязания, вышивания, гончарного дела и макраме, Патрисия также является адептом высоких технологий и высокотехнологичных синтетических материалов. Объединяя противоречия, она создает шедевры.


Черпая вдохновение из разных источников, Патрисия Уркиола пестует уникальный стиль, стараясь не поддаваться влиянию своих именитых учителей. Патрисия утверждает: если новая идея напоминает ей находки Кастильоне, она немедленно начинает фантазировать в другом направлении.
Сочетая личную эмоциональную привязанность, перекличку с природными формами, архитектурность мысли и ремесленный подход, Патрисия Уркиола создает действительно уникальные объекты и интерьеры, с которыми хочется «дружить».

Обсуждение (0)

Комментировать