Как создаются новые культурные ландшафты

20 февраля 2020 года в рамках открытой дискуссии «Headliner Talks. Новые культурные ландшафты», прошедшей на площадке «Гоголь-центра», лидеры самых вдохновляющих российских инициатив встретились, чтобы поговорить о силе небольших, но мотивированных сообществ и их лидеров – хедлайнеров сегодняшнего дня, способных изменить мир к лучшему за пределами любой капиталистической логики. Главной темой обсуждения стало влияние индивидуальных проектов на городскую и сельскую среду.

«Не стоит думать, что рост городов меняет количество инициативных людей», – задал оптимистический вектор модератор дискуссии, руководитель управления информации и координации Агентство инноваций Москвы Кирилл Ильницкий – член Экспертного совета премии «Headliner года». Отличительная черта конкурса, успешно завершившего свой третий годовой этап – способность обращать гуманистические начинания в инструмент формирования новой социальной среды. География представленных в этом году проектов простирается от сибирских индустриальных центров до аулов Дагестана, охватывает как реальное, так и виртуальное пространство, их площадками выступают и библиотеки, и ночные клубы. Свои инициативы публике представили создатель «Виртуального музея наличников» Иван Хафизов, автор телеграм-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов, куратор «Библиотеки комиксов» Андрей Дроздов, организатор летнего образовательного лагеря «Горец» Калеб Шмидт, соорганизатор Московского поэтического слэма Екатерина Троепольская и композитор Митя Кузнецов, чей проект по воссозданию дореволюционных вывесок «ЭтноКузня» способствует продвижению бренда Рыбинска как города с богатой историей. Каждый участник поделился тем, какие инструменты способствовали продвижению идеи, как им удалось вовлечь в проект местных чиновников, членов локальных и международных сообществ.

«Инстаграм творит чудеса. Это отличный инструмент для афиширования своих историй, – признался Калеб Шмидт. – О моем проекте узнали не только в родных местах, но даже в Австралии. Он сблизил дагестанцев, которые живут и в стране, и за ее пределами». Созданные Шмидтом образовательные центры для детей из горной местности, изолированных от благ городской жизни и не имеющих возможности приобщиться к дополнительному образованию или развить творческие способности, за один год масштабировались с 1 локации на 9, и спрос по-прежнему превышает предложение: 25 соседних поселений обратились с просьбой провести аналогичные мероприятия у них, обещая предоставить все необходимое. Будучи не в силах изменить экономические условия и инфраструктурную неразвитость дагестанских аулов, Калеб пошел по принципу «Если гора не идет к Магомету, значит, Магомет идет к горе» и привез квалифицированных педагогов из федеральных центров в сельскую местность. 

Приближение к городскому уровню дало удивительный обратный эффект: начали возрождаться традиционные виды искусств и ремесел, сломались гендерные стереотипы, казавшиеся в традиционном обществе нерушимыми. «Многие из, казалось бы, суровых с виду дагестанских ребят на уроках живописи открыли в себе творческие способности. Оказалось, что мы помогли им вспомнить свои корни и родовую память – в этом ауле когда-то жили ювелиры. А теперь будут жить художники», – сообщил о формировании нового локального креативного кластера хедлайнер. Совет Калеба всем, кто хочет запустить образовательную инициативу – верить в свои силы и не волноваться перед началом грандиозного дела: даже если не удастся реализовать все ожидания, будет заложен фундамент для дальнейшего успеха.


О том, что креативную идею, организующую вокруг себя сообщество, можно легко вывести за пределы региона, рассказал победитель в номинации «Культура и искусство» Андрей Дроздов. Созданный им бесплатный комикс-центр «Bubbleteka» на базе SMART-библиотеки им. А. Ахматовой мгновенно стал точкой притяжения для жителей города: ведь комиксы, как и любая богато иллюстрированная книга – довольно дорогое удовольствие, а точек на карте Москвы, в которых жители имели бы возможность бесплатно познакомиться с миром графического романа в шаговой доступности от дома или школы, ничтожно мало, если не сказать – нет совсем. За три года работы проекта при помощи краудфандинга была не только собрана репрезентативная коллекция, но и запущены собственные образовательные и издательские программы. Инициативные библиотекари прочли свыше 100 лекций в более чем 50 городах России и Европы: Санкт-Петербурге, Тольятти, Ханты-Мансийске, Сургуте, Ярославле, Туле, Нижнем Новгороде, Берлине, Лионе, Дрездене, Падуе и других. Пример их оказался настолько заразительным, что при поддержке из Москвы инициаторы на местах стали создавать локальные сообщества поклонников данного вида литературы. «Главная моя задача – показать, что комиксы интересные и полезные», – подчеркнул Дроздов. И свою задачу он выполнил: благодаря распространению инициатив в провинции произошел 10% рост числа графических романов в России.


«Случается, что я приезжаю в деревню под Петушки, а мне навстречу выходит бабушка лет 80 и говорит: „Вы – Иван? Я за Вами в инстаграме слежу, все ждала, когда Вы к нам приедете!“» – создатель «Виртуального музея резных деревянных оконных наличников» Иван Хафизов не скрывает драйва, который приносит ему общение с каждой отдельной семьей. С тех пор, как Иван из любопытства сфотографировал «цветные окошки», в его багаже скопилось множество веселых и грустных историй. «Самое главное – это не наличники, а, конечно, люди», – считает Хафизов, и в этом он прав: если бы к его проекту не примкнуло множество добровольцев со всей страны, «народная» коллекция музея никогда бы не пополнилась более чем 15 тысячами загруженных фотографий, и развивать проект фотографу-любителю пришлось бы долгие годы. Сегодня его инициатива не только знакомит с уникальным феноменом русской культуры тех, кто, как когда-то и он сам, никогда не слышал слова «наличники», но и стремится сделать деревянное зодчество одной из главных, «брендированных» достопримечательностей родины – каким оно, например, является в Финляндии, хотя финская архитектура издавна тяготеет к функциональности и минимализму и не изобилует привлекательными декоративными элементами. После запуска сайта в 5 городах России – например, в Брянской области – появились реальные музеи наличников, на момент открытия пополнявшиеся примерно 30 экспонатами в сутки. Побочный экономический эффект: воздействие соцсетей Ивана Хафизова на рынок оказалось столь велико, что цены на старые наличники у перекупщиков подскочили в несколько раз.

По мнению автора одного из самых популярных в России телеграм-каналов «Архитектурные излишества» Павла Гнилорыбова, самое важное – в тех местах, в которые приезжаешь, не только обучать, но и обучаться самому. Только так можно конвертировать типичные для охраны памятников 10% успеха при 90% неудач в мотивацию к дальнейшим действиям. Пример Павла показывает, что борьба за сохранение историко-культурного наследия может проходить не только в форме петиций, протестов и пикетов, но и за счет распространения качественного контента. На сегодняшний день его блог читает свыше 36 тысяч подписчиков – число невероятно впечатляющее и заметное… И в то же время ничтожно малое, если учитывать, что по статистике в России на одну тысячу людей приходится один архитектурный памятник, а значит, активная деятельность всех 40 000 фолловеров способна спасти примерно 40 объектов. Ситуацию способно изменить только то, что благодаря волне народного интереса в аудиторию Гнилорыбова стали попадать высокопоставленные чиновники. «В последние месяцы усадьбами заинтересовалась Ольга Голодец, а Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин стал горячим почитателем архитектуры родной Саратовской области, – привел примеры Павел. – В общей сложности в разы увеличилось количество людей, которые готовы вступаться за архитектуру. После наших лекций во многих городах рождаются сообщества, занимающиеся охраной наследия, и в процессе здоровой конкуренции между ними рождается классное зерно». 

В проекте Мити Кузнецова «Музей живой старинной вывески под открытым небом» задействованы 150 чиновников, порядка 500 предпринимателей и прямо или косвенно – все 186 000 жителей Рыбинска. Залогом успеха здесь являются вовсе не социальные сети: пройти по центру города и не заметить отреставрированных Кузнецовым и его командой вывесок просто невозможно. Первые реконструкции он выполнил, руководствуясь девизом «Если нужно – делай сам и не жди от властей». Власти инициативу заметили, заинтересовались и решили поддержать – провинциальный город на Волге мгновенно обрел собственное уникальное лицо, создал эмоциональную привязку, которая заставляет уроженцев оставаться, гостей – возвращаться, а крупные компании – открывать новые региональные представительства. С тех пор проект «ЭтноКузня» вручную оформил около 60 вывесок, при создании которых использовались только аутентичные материалы, и инициировал перекраску фасадов домов красками по старинной рецептуре. Центру Рыбинска удалось вернуть его дореволюционный облик: «Теперь даже известные бренды, такие как Росбанк, меняют свои вывески под старину, – делится успехами Дмитрий. – Благодаря разбуженному генетическому коду у бизнесменов открылось второе дыхание, вернулся интерес к собственному делу. А согласно данным правительства Ярославской области, мы повысили поток туристов на 40%».

Но не стоит забывать, что городскую среду формируют не только визуальные искусства. Активно набирают популярность новые форматы организации перформативных сообществ – печа-кучи и слэмы. Если вначале их «импортировали» в страну посольства иностранных государств, то в сезоне 2018/2019 неожиданно мощно выстрелил первый российский поэтический слэм в Москве. Сказалось то, что этот формат, выстроенный на голом энтузиазме организаторов, полной уравниловке в выступлениях и прозрачной системе оценки, стал чуть ли не единственной компенсацией острого недостатка демократии в культуре и в обществе в целом. Контест трехминутных выступлений, давно семимильными шагами шагающий по западному миру и избравший своей столицей Париж – единственная поэтическая (а возможно, и политическая) система, успешно функционирующая на всей территории России. «Это своего рода аттракцион, объединяющий самые разные человеческие ресурсы. Тут проявляются и актеры, и рэперы, и поэты, – поясняет продюсер Екатерина Троепольская. – Сейчас наша структура объединяет разные города России, и все мероприятия в ней немного разные – с разным призовым фондом (а он очень важен), с разной частотой проведения». Открытый конкурс и возможность для любого города выдвинуть своего участника на всероссийский этап, проводящийся ежегодно в рамках Красноярской книжной ярмарки при поддержке Фонда Михаила Прохорова, делают слэм уникальным социальным лифтом, а его концепция полностью совпадает с личной идеологией Екатерины – заниматься только теми проектами, которые нравятся тебе, не гнаться за выгодой или успехом, не замыкаться на свое культурное сообщество и все время интересоваться, что происходит у соседей. 

«Не бойтесь поражений – только тогда вы войдете в избранный круг людей, которые занимаются созиданием», – подвел итоги круглого стола Кирилл Ильницкий. Остается только добавить: не бойтесь претендовать на лидерство – только тогда индивидуальная инициатива сможет стать общенародным движением, которое реально изменит среду вокруг вас и сделает ее не только комфортнее, либеральнее и безопаснее, но и интереснее. Неважно, в столице вы или в горном ауле – совершенству предела нет.

Обсуждение (0)

Комментировать