«Диана Маливани. «Увидеть музыку». Критический анализ» (Кристофер Роузвуд, арт-критик)

«Диана Маливани. «Увидеть музыку». Критический анализ»

Кристофер Роузвуд, арт-критик, 2019 г.


Международная конфедерация художественных критиков
(Лондон, Великобритания и Кьянчиано, Италия)


< перевод с английского GWR Art Gallery - http://gwr-artgallery.com >

Монументальные черты творчества Дианы Маливани подобны водопаду лирических переживаний, каскады которого в их пробуждающем к жизни разнообразии вызывают у зрителя радость и приносят ему музыку. Её творениям присуща подлинная академическая глубина, которая мощно наполняет творческие сферы, представленные бесчисленными гранями её художественных устремлений. При исследовании данного собрания работ Дианы Маливани совершенно очевидно, что эти полотна глубоко проникнуты музыкой: сильно вибрирующий и излучающий жизненную энергию арт-проект «Увидеть музыку» обладает редкой способностью удерживать в себе магическую ауру целых концертов и симфоний. Действительно, отдельные мазки кисти, страстно выраженные в работе «Летняя тишина», как будто воплощают отдельные музыкальные ноты, танцующие по холсту и перебрасывающие связующую нить через пропасть между звуковыми и изобразительными искусствами, - всё это, с величественной и струящейся гармонией.

Взрывные сочетания оттенков и следы резких взмахов кистью на картине «В летнем саду» создают утончённую и реально осязаемую связь с творческим наследием Вольфганга Амадея Моцарта, у которого, как известно, цветовые композиции вызывали соответствующие звуковые ощущения. Богатая цветовая гамма этой работы позволяет зрителю пробудить в себе синестезию, но сопоставление между живописцем и композитором идёт здесь гораздо дальше: склонность Моцарта к созданию возвышающих душу сочинений для танцев замечательно передаётся тем удивительным ощущением радости, которое буквально выливается с полотна Дианы Маливани. Предрасположенность Моцарта, отвергавшего музыку эпохи барокко, к переменным музыкальным отрезкам находит своё отражение в авангардном подходе художницы, который сочетает философское осмысление ранее неизвестных творческих методов с художественными принципами движения футуристов (в особенности, если рассматривать в качестве примера творения Джакомо Балла и Умберто Боччони в живописи и партитуры Филиппо Маринетти в музыке).

Понимание всей глубины аналитического подхода и широты мировоззрения Дианы Маливани приходит по нарастающей при ознакомлении с её работой «Увертюра», которая проводит зрительную параллель с музыкальными композициями Джона Кейджа (и свойственной последнему графической нотацией музыки), а также с воспитанным на его идеях творческим течением «Флюксус». Мотивы на полотнах Дианы Маливани столь сходны с символическим изображением звуков, что позволяют зрителю немедленно и явственно услышать грохот кимвал, передаваемый художником посредством экспрессивного чередования движения и звука. Сенсорная связь между этими разнородными компонентами провоцирует когнитивное сравнение этой работы с ошеломляющими сценами картин Жерара (Геррита) ван Хонтхорста, на которых царит громогласно-оглушительная атмосфера музыки и танцев.

Диана Маливани не довольствуется объединением изобразительного и звукового искусства; в её работах явно присутствует элемент художественной интерпретации музыки: картина «Шоу должно продолжаться!» в полной мере передаёт ласкающую слух энергию живой музыки в исполнении оркестра, а работа «Вальс Цветов. Триптих» в каждом штрихе воссоздаёт всю грациозность движения в этом балете Петра Ильича Чайковского. В творениях Дианы Маливани наблюдается непринуждённое сочетание спонтанного звучания картин Джино Северини и влияния работ Жана Беро, чья манера отображать движение и ту первобытную эйфорию, которую музыка несёт слушателям, безупречно переданы благодаря мастерству художницы.

По своей композиции данные работы Дианы Маливани, безусловно, могут быть отнесены к абстракции. Тем не менее, в них также весомо присутствие характерных черт пуантилизма, что особенно заметно на примере работы «Состояние души». Эффектные мазки кистью однозначно наводят на мысль о творчестве Андрэ Дерена, одновременно позволяя расслышать стаккато «Буря» из знаменитого музыкального альбома Антонио Вивальди «Времена года». Нарастающий ритм («акселерандо») этой картины, созданный благодаря дерзкому наложению слоёв краски и эффекту цветового «крещендо», свидетельствует о духовной взаимосвязи работы художницы с творческим наследием Густава Климта.

На примере очередной работы Дианы Маливани мы наблюдаем исключительную многогранность её творчества: изящество подёрнутого лёгкой дымкой изображения на картине «Слушая Шопена. Триптих», вызывающее в памяти благородное и умиротворяющее звучание утончённых лирических мелодий Фредерика Шопена, позволяет установить вполне определённую связь этой работы с живописью Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера.

В работе «Музыка Возрождения» мы наблюдаем бурное и интеллектуально провоцирующее переплетение ностальгических и современных мотивов, чему способствует использование художником оттенков тёмной охры и умбры. Эта картина немедленно вызывает в воображении дух давно минувших эпох и сопутствовавшие ему лёгкие ритмичные композиции, созданные Уильямом Бёрдом для вокала и струнных инструментов. Одновременно этой работе свойственна та современность, которую мы находим в работах Марселя Дюшана, олицетворяющих сочетание высокого уровня абстракции с провокативно- игровой быстротечностью. Придавая современную интерпретацию традиционным элементам музыки эпохи Возрождения, Диана Маливани раздвигает пределы творчества, благодаря визуально-художественной передаче гармоничной связи между академическими идеалами былых времён и современности.

Диана Маливани обладает вдохновляющим новаторским подходом, благодаря которому ей удаётся объединять различные творческие построения и демонстрировать своё безграничное воображение и творческий дар. Её неустанный поиск новых подходов помогает ей создавать ценностно-содержательные произведения изобразительного искусства, которые никогда не оставляют зрителя равнодушным, одновременно предоставляя ему свободу странствия по бесконечным перепутьям оттенков цвета, художественных приёмов и композиционных сочетаний в творениях художницы.

Обсуждение (0)

Комментировать