Интервью художницы Дианы Маливани журналу Art Reveal Magazine (Лондон)

Интервью художницы Дианы Маливани журналу Art Reveal Magazine (Лондон, Великобритания - Выпуск № 45, февраль 2019 г., с. 60-65)

Когда, каким образом и почему Вы стали художником ?


Мой творческий путь как художника начался с рождения: я родилась на берегу Чёрного Моря, в утопающем в буйстве красок Кавказе. Я помню, что с детства меня привлекало прекрасное, особый интерес у меня вызывала живопись. Я любила подолгу рассматривать картины великих русских мастеров, пристально вглядываясь в мельчайшие детали их работ и мечтая когда-нибудь повторить увиденное. Как у любого ребёнка, любящего рисовать, у меня всегда были под рукой кисти, краски и карандаши. Постепенно простое увлечение рисованием переросло в своего рода манию живописца: «ни дня без кисти».


Живопись - это мой особый мир, который приносит мне радость, удовлетворение и счастье. Для меня важно жить в гармонии, прежде всего, с самим собой, ведь частичка души художника остаётся в каждой его картине. В каждом его произведении отражается отношение художника к жизни, к природе, ко всему окружающему.


Именно живопись помогает мне находить красоту в повседневности. Живописец смотрит на мир «свежим взглядом», словно ребёнок, увидевший что-то впервые. Это позволяет видеть то, чего не замечают другие, и рисовать по-особому привычные для нас объекты. Художник может видеть, чувствовать и мыслить по-особому. Его задача - донести частицу своего мира до зрителя.

Быть художником - что в этом самое волнующее и самое сложное ?


Живопись для меня - невероятно увлекательный и интересный мир. Мы живём не только в мире объектов, в мире окружающих нас предметов; мы живём, прежде всего, в мире мыслей, в мире идей. Искусство - это всегда возможность пережить непережитое, вернуться назад во времени, переиграть и переделать заново.


Живопись - это опыт того, что не случилось, или того, что могло бы случиться. Искусство - это нечто саморазвивающееся, это самый сложный механизм, который когда-либо создавался человеком, и мы находимся внутри этого механизма. Сила живописи состоит в том, что она предоставляет нам возможность выбора там, где жизнь нам такой возможности не даёт.


Существует также точка зрения, согласно которой, современное искусство опасно, так как оно содержит немало пороков. Но живопись - это не учебная книга и не руководство по морали. В наш век, век свободы выбора и толерантности, человек волен выбирать, какой именно мир его будет окружать. Для меня живопись - это особая форма мышления, которая порождает жизнь.


Живопись - живой организм, обладающий энергией и эмоциями. При создании картины создаётся новая история, которая будет прочитана зрителем (зритель - соавтор), и у каждого человека эта история будет своя. Картина, написанная рукой художника (не распечатка на холсте, не компьютерное произведение), сама по себе не автономна. Всё зависит от того, кто смотрит на картину, и какие нейрохимические процессы при этом происходят у него в головном мозге (говорю это как врач). Это - «first person experience», или «мне кажется, что...».


Оценка картины происходит на уровне чувственного восприятия; ощущения, которые невозможно описать словами, возникают где-то глубоко на уровне подсознания. Человек либо чувствует и принимает произведение искусства на энергетическом уровне, либо отвергает его; оно для него чужое; попросту говоря, он его не понимает.

Что Вам нравится, и что Вы отвергаете в мире искусства ?


Мне приятно осознавать, что современном мире у людей существует несравненно больше возможностей, чем ещё сравнительно недавно, в той или иной форме соприкоснуться с искусством. И это чрезвычайно важно, так как именно искусство, и в частности, живопись формируют наш мозг с медико-биологической точки зрения (речь идёт об установлении нейрогенных, нейросенсорных связей), а также влияют на нашу душу, создавая Человека, как одухотворённое существо.


Мне не по душе то, что нередко руку художника заменяет цифровая живопись, компьютерная графика, что живое участие человека в создании произведений искусства заменяется работой компьютерной техники.


Мне также не нравится, когда искусство подменяется псевдоискусством в виде, например, разбросанных мусорных мешков, разбитой посуды, ржавой сантехники и так далее, которые можно встретить в известных арт-галереях и на международных выставках.

Что Вы можете сказать про искусство там, где Вы сейчас живёте и работаете ?


Я родилась в СССР, выросла в России, провела несколько лет во Франции и сейчас живу на Кипре. Общеизвестно, что и русская живопись, и работы французских мастеров высоко ценятся в мире искусства. Именно русская и французская импрессионистские школы оказали влияние на моё творчество. Что же касается Кипра, то на меня произвела благоприятное впечатление общая атмосфера в этой области. Я имею ввиду взаимоотношения между художниками и любителями искусства, коллекционерами: последние много, охотно и искренне поддерживают своих творческих соотечественников - и вниманием, и добрым словом, и, разумеется, приобретая их работы.


Какой самый ценный совет, который Вы получили как живописец ?


Самый ценный совет я получила от художника, который появился и постепенно вырос в моей душе - от себя самой. Это - совет всегда оставаться самим собой, никогда не следовать конъюнктуре рынка, всегда идти своей дорогой.


Каковы Ваши творческие планы ?


Время - ценно, искусство вечно, а жизнь коротка (по-латински: «Ars est longa et brevis vita»). Я часто думаю о том, сколько картин можно было бы написать, и стараюсь не терять времени. Поэтому, какие могут быть планы на будущее у человека, который каждый день пишет картины ? Конечно же, писать ещё, создавая новые арт-проекты, устраивая праздник и себе, и тем, кто хочет в нём участвовать. Творить, творить, творить...

Обсуждение (0)

Комментировать