Что такое золотое сечение и какова его роль при создании интерьера? Ответ на это вы найдете в данной статье!

                                             Геометрия красоты

Ещё в Древней Греции изучение сущности красоты, таинства прекрасного, основанного на определенных геометрических образах, сформировалось в отдельную ветвь науки, эстетику. Древние греки обладали геометрическим видением универсального порядка. Они воспринимали Вселенную как обширное пространство разнообразных взаимосвязанных элементов.

В среде дизайна интерьеров часто употребляются термины “пропорция” и “гармония”.  Композиция в интерьере или в целом архитектурном объекте состоит из частей, взаимосвязанных друг с другом и с целым. При этом, части как правило, имеют различную величину. Эта взаимосвязь выражается через пропорциональные отношения частей между собой и их отношение к целому.

Пропорции – один из важнейших методов достижения выразительности и гармонии. В архитектуре они часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно  с точки зрения эргономики и психологии. Один из самых известных способов пропорционирования-это правило «Золотого сечения».

«Золотым сечением» называют деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. При этом, большая часть приближена к «золотому» значению 0, 618 от целого, а меньшая – к 0, 382.

Наиболее показательным примером присутствия «золотого сечения» является «золотой» прямоугольник, стороны которого находятся в «золотом» соотношении. Так, если от «золотого» прямоугольника отрезать квадрат со стороной, равной меньшей стороне этого прямоугольника, то образуется золотой прямоугольник меньших размеров, и так до бесконечности.

Формирование вертикального пространства также должно осуществляться по «золотому» принципу. Высоту умножаем на 0,618 и полученное значение отнимаем из числа высоты. Так же можно вычислить значение гармоничных ширины и длины крупной мебели. Соотношение элементов мебели между собой должно учитывать следующий принцип: предмет меньшего размера должен также относится к большему, как тот к самому крупному в интерьере.

Конечно, далеко не все дизайнеры и декораторы интерьеров руководствуются правилом «золотого сечения», они считают его пропорции «слишком вытянутыми», но те проекты, в которых оно присутствуют, имеют более гармоничный и совершенный вид.

«Золотое сечение-основа гармоничного пространства». С этим определением согласна архитектор Гумерова Алия. Она ведет целый блог по данной теме  и активно следует «золотому» принципу в своих проектах. «Считаю принцип золотого сечения основой в планировании идеального помещения. Но есть ещё несколько заслуживающих внимания правил…» - пишет Алия в своей статье.

В октябре 2017года в Москве прошла замечательная выставка родом из Милана «I Saloni WorldWide». В ней было продемонстрировано огромное количество мебели, света и аксессуаров, привезённые к нам успешными итальянскими компаниями. Залы выставки были разделены на три большие секции. В первой секции представлены новейшие разработки, предметы мебели и декора, соответствующие последним трендам интерьера. Вторая секция представляет нам оформление интерьера в классическом стиле. А третью секцию заняла продукция «Люкс». На выставке можно было проследить то самое правило «золотого сечения» во многих интерьерных решениях. Одни проекты были более сбалансированы и совершенны, другие смотрелись хуже. В качестве примера можно привести фабрику «Cezar». Это итальянская компания, созданная в 1969 году ремесленником Санте Витторио Честер, компания на протяжении полувека создает кухни, отражающие время. Мебель полностью изготавливается в Италии, на одном предприятии, благодаря чему процесс контролируется на каждом из этапов.

Все модели кухонь Cesar строятся на принципах чистой геометрии, вычерчивающей пространство, что являет собой итальянский стиль, уникальный по элегантности и строгости, вместе с тем модели кухонь удобны в использовании, практичны, функциональны, что очень важно для любой хозяйки.

Не секрет, что одна деталь способна преобразить интерьер. Чаще это специально подобранные предметы декора: вазы, статуэтки, подушки и тому подобное. Но порой стилевой доминантой становится мебель.


Дизайнер Marc Fish спроектировал стол Nautilus в форме ракушки, которая построена по «золотому» принципу, отдавая дань безупречным изгибам морской диковинки, но не забывая про функциональность.

Несмотря на сложность фигуры, созданной самой природой, изделие смотрится довольно просто и лаконично. Эффект достигается благодаря перегородкам, которые видны на срезе «раковины», - их можно рассмотреть сквозь оргстекло. Нижняя часть столика декорирована более прихотливо: узор на его «днище» воспроизводит природный узор раковины моллюска, а опирается конструкция на изящные ножки, вырезанные вручную. Вот как он сам описывает свое произведение: «Наутилус» родился в среде полной свободы художника. Он представляет собой экспериментальный объект, который был создан с использованием современных компьютерных технологий в сочетании с инновационными конструкционными техниками. Слои из более 4000 отдельных кусочков древесины грецкого ореха и шпона платана образуют логарифмическую спираль, которая лежит в основе ракушки Наутилуса. При этом изначальные пропорции Наутилуса соблюдены с максимальной точностью, невзирая на столь большой размер стола. Эти пропорции полностью соответствуют принципу Золотого сечения. Вряд ли можно найти более совершенную форму». Совершенство, которое встречается, в большинстве случаев, именно в природе, стало источником вдохновения для Марка. Фактура его стола полностью воссоздает внешнюю поверхность раковины.

Marc Fish следует общей тенденции европейского дизайна – стремлению к простоте форм. Однако, как говорит сам дизайнер, на создание Nautilus его вдохновил Восток, а именно японский минимализм.

Подводя итог, хотелось бы, чтобы мы не пренебрегали тем, что изучали и использовали наши предки. Ведь издавна людям стала известна тайна формирования гармонии всего сущего: строения растений, человеческого тела, формы озер и рек, и даже мельчайших морских раковин. Это знание стали использовать при строительстве самых известных мировых шедевров архитектуры, например, Парфенона, Собора Парижской Богоматери, храма Василия Блаженного и многих других сооружений, чья красота поражает своими идеальными пропорциями, и является эталонной для современного зодчества, искусства и дизайна. О своем любимом искусстве В. Баженов говорил: "Архитектура - главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойность и прочность здания... К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспектива, механика или вообще физика, а всем им общим вождем является рассудок".

Обсуждение (0)

Комментировать