Территориальный брендинг

Словосочетание «территориальный брендинг» только входит в нашу жизнь. Оно подразумевает создание узнаваемого визуального образа территории – города, области, национального парка или любого другого географического объекта. Такой образ нужен не только для развития туризма в данном регионе, но и для самих жителей – для оформления улиц городов, создания сувенирной продукции. Успешных проектов в этой области в России пока мало, да и специалистов, которые могут решать такие проблемы, - тоже.


Тем интереснее рассказать о проекте, который был реализован в  одном из московских частных вузов - Национальном институте дизайна в текущем учебном году. Группа студентов четвертого курса получила от своего преподавателя, заведующего кафедрой графического дизайна Евгения Петровича Табориского, задание – в рамках курсового проекта разработать визуальную идентификацию для ряда подмосковных городов. Проект реализовывался в рамках поручения Губернатора Московской области.

Такая задача для каждой территории обычно решается целым коллективом специалистов, поскольку необходимо провести исследование истории, художественных традиций, экономики, состава населения, архитектурных особенностей региона, тенденций развития. В данном случае студенты изучили эти разделы своими силами и в весьма сжатые сроки, после чего приступили к проектированию. 


Состав проекта включал в себя визуальный образ города,  который в дальнейшем можно было применить для оформления улиц города для создания плакатов и билбордов, оформления фасадов домов и малых архитектурных форм – остановок транспорта, скамеек, оград, а также для создания сувенирной продукции – фирменных маек, головных уборов, значков, открыток и так далее. 

В результате были созданы яркие запоминающиеся стили, которые вполне могут быть использованы для дальнейшей конкретизации и воплощения.


Например, работа Анны Дедух для Сергиева Посада – духовного центра России и вместе с тем динамично развивающегося муниципального образования. Анна разработала символ, который отражает обе эти тенденции и придумала слоган: «Там, где душа». 


Интересную работу для города Истры создала Елена Пивоварова. Колорит и орнаментальные элементы в данном проекте основаны на знаменитых изразцах Нового Иерусалима, но переосмыслены по-современному.


Элементы оформления зданий и знак города Подольска, придуманные Максимом Сиганьковым, переносят нас, кажется, уже в следующий век.


Стиль Дмитрова – яркий, добрый, легкий и современный – разработала Ирина Камаева. А город Дубна в проекте Алексея Котолевского предстает строгим и динамичным. Стиль Серпухова отличается декоративностью, его создала Екатерина Гамкова. А в проекте для Рузы, автором которого является Елизавета Ушакова, нашлось место элементам герба города, они превратились в орнаменты, допускающие многочисленные вариации.


Символ города Химки (автор Дарья Трухина) навеян знаменитым памятником на въезде в город – гипертрофированными противотанковыми ежами, напоминающими о том, что здесь был последний рубеж обороны Москвы. Дарья  уважительно отнеслась к этому образу, и в то же время осмыслила его по-новому. 


В целом студенты Национального института дизайна представили очень интересные проекты. Их развитие и воплощение, конечно, требует административных, финансовых ресурсов, поддержки жителей городов. Случится это или нет – пока неизвестно. Но работа показала, что дизайнерская составляющая проектов по территориальному брендингу под силу молодежи.


Обсуждение (0)

Комментировать