Доподлинно неизвестно, но вероятнее всего ковроткачество возникло в среде азиатских народов, которые вели кочевой образ жизни. Ковер всегда играл большую роль в жизни этих народностей.
Первые виды ручного плетения использовались для создания полотнищ, шатров, мешков для хранения утвари, подстилок под седло и тп. Все эти изделия имели необычайную прочность, поэтому были широко распространены в быту. Изображения на подобных изделиях носили различный характер: это могли быть фрагменты жизни кочевых племен, определённая символика того или иного племени и не только. С помощью плетения люди могли выразить буйство красок цветущего дерева, красоту восходящего солнца, а также силу и мощь природы,тем самым, давая волю эмоциям и воплощая своё восхищение.
Для многих народов ковер нёс так же и религиозный смысл.Так, почитатели Корана именно на ковре проводили свою ежедневную молитву, находясь на нем как на чистой, неоскверненной поверхности и уединяясь в укромном месте. Неудивительно, что вскоре ковер стал своеобразным символом чистоты помыслов и хранителем личного пространства. Такой ковер мог украшаться разными символами веры, но, как правило, изображения имели еще и некоторый скрытый смысл. В основном, это отражение священной духовной жизни человека.
Еще в древности ковер являлся предметом роскоши и символом влиятельности его хозяев. Так, у некоторых народностей Ирана девушку брали в жены только после того, как согласовывалось её приданое, состоящее в основном из ковров ручной работы. Считалось, что ковры будут нести благополучие для новой семьи.