Что в первую очередь необходимо для создания классического интерьера, так это заказчик с определенным уровнем культуры. Тот, для которого прилагательное «классический» не является синонимом слова «бАгАтый». Плюс определённый интеллект, который не всегда определяется размером кошелька. Естественно, и склонность к этим стилям. В наше время это достаточно редкое сочетание. Ну и, конечно, высокая степень доверия дизайнеру, поскольку стилистические ошибки дизайнеров могут легко превратить интерьер в китч.
А вот теперь о том, что требуется от дизайнера. Классический интерьер весьма тяжёл в исполнении, требует понимание стиля и значительных затрат времени. Знание деталей крайне важно. Многие современные российские «классические» интерьеры являются классическими только по названию, поскольку следование стилю требует знания канонов, а сегодня свободно могут в ампирный интерьер установить барочный плинтус. И не волнует, что знающим людям это режет глаз и дискредитирует заказчика. Не случайно столь модна «эклектика», которая потеряла свой первоначальный смысл и стала хорошим прикрытием для стилевой смеси, принадлежность которой трудно определить.
Есть и чисто организационные проблемы. Начиная работать в классическом стиле, лично я столкнулся с несколькими проблемами:
1. Нехваткой мебели. За вменяемые деньги найти импортную качественную мебель в классическом стиле, весьма сложно. Например, декоративные накладки мы для своей мебели в русском ампире отливали из бронзы, затем они прочеканивались и покрывались настоящим золотом. У большинства «итальянцев» узор вырезается их дерева и потом покрывается «золотой» краской. Свои особенности изготовления конструкции, фанеровки, покрытия лаком и т.д. При этом наша индивидуально разработанная и изготовленная мебель ненамного дороже серийной итальянской. Даже не в разы.
2. Сложно найти грамотных изготовителей мебели. И дело даже не в технологии работы с деревом или нанесения лака. Наиболее опытными и знающими являются специалисты производств, которые базируются на реставраторах. Школа, как никак. Но у них в крови следование канонам стиля и любое отклонение является святотатством. У меня много времени ушло на объяснение, что я не делаю копии исторических образцов, «реплики» или «новодел», а свою мебель, для своего времени, что является развитием стиля, а не его слепым копированием. У производителей без реставраторской подготовки другая крайность. Им только дай чертежи. И все. И если лекало в натуре получится не очень удачным, их это, в отличие от реставраторов, волновать не будет. Запустят в производство, а вся вина за результат на разработчике.
И в заключении относительно причин ограниченной распространённости этих стилей, с чего начиналась эта небольшая статья, и с которыми я категорически не согласен. 1. Классический стиль не обязательно дворцовый, где все должно быть роскошно и торжественно. Даже если глянуть на рынок антиквариата, то можно увидеть мебель, которая явно стояла не во дворце князя Юсупова, а в какой-нибудь дворницкой. Но при этом имеет все признаки конкретного стиля. 2. Классическая мебель не означает функциональные неудобства. Или кто-то действительно думает, что богатые люди того времени были готовы терпеть неудобства ради «понтов»? И уж сегодня, проектируя мебель в классике, всегда надо учитывать особенности ее современного использования. 3. Для классического стиля не требуются огромные пространства. Его вполне возможно применить в обычной квартире. 4. Классический стиль не обязательно означает безумные цены. Могут быть вполне сопоставимы с хорошей итальянской серийной мебелью.
В доказательство ещё раз сошлюсь на свои фотографии.