Можно ли сделать стадион прибыльным объектом недвижимости?
О ключевых трендах управления стадионами после окончания крупных чемпионатов, а также о структуре их доходов рассказал Кирилл Тихонов, консультант практики оказания услуг спортивным организациям PwC. «Основная статья доходов стадионов – порядка 40-60% – арендная плата от футбольных клубов, которые тренируются и проводят матчи на этих площадках. На аренах можно проводить и другие мероприятия, как спортивные, в том числе футбольные, так и развлекательные для массового зрителя. Проведение масштабных концертов на открытых стадионах в нашей стране имеет сезонные ограничения, погодные условия не позволяют принимать много концертов. Но есть такая важная статья дохода стадионов как деловые мероприятия, которые можно проводить и в конференц-залах, предусмотренных инфраструктурой, и даже непосредственно на поле. Мировая статистика показывает, что ориентированные на получение дохода стадионы, проводят около 180 мероприятий в год. В мире есть практика сдачи стадионов в аренду даже для проведения свадеб».
Безусловно, эксперт не мог обойти вниманием интересующий практически всех вопрос окупаемости стадионов. Как оказалось, оптимистичные американцы называют цифры в 10-15 лет, в России же прогнозируемые сроки окупаемости уходят за горизонт 50 лет. Но тут, отметил эксперт, «вопрос в том, могут ли управляющие стадионом компании наполнить его в дни, когда не проводятся матчи, могут ли качественно оказывать дополнительные услуги, чтобы заработать». Офисные помещения, кафе, рестораны – все это есть уже на некоторых стадионах Москвы, что тоже является источником дохода. «Стоит отметить такую возможную инфраструктурную составляющую, как фитнес-центры на территории стадиона. Приятно тренироваться с видом на футбольное поле», – акцентировал внимание эксперт. Ряд современных стадионов предусматривает также обустройство spa-зон и детских комнат, превращаясь в место, интересное всем членам семьи.
В целом, по мнению Кирилла Тихонова, необходимо задействовать все доступные возможности использования стадиона, а также прилегающую территорию, только тогда стадион сможет выйти на самоокупаемость: «Стадион должен стать точкой притяжения для жителей и центром локального развития. Мы видели прекрасный пример парка вокруг стадиона в Краснодаре, куда люди приходят, отдыхают, гуляют, расслабляются. В современной ситуации именно такие стадионы, со всесторонне развитой инфраструктурой можно называть экономически и социально успешными». Если говорить о затратах на управление, то само государство закладывает порядка 300-370 миллионов рублей в год на эксплуатацию одного стадиона, построенного к ЧМ, однако реальные суммы могут оказаться существенно выше.