Первый мой опыт составления плана окружающей среды был в 12 лет. Тогда я составила карту своего поселка опираясь на визуальные соотношения: "этот дом относиться к тому примерно как ширина дороги" - это самые мои первые мысли на тему планирования. Мера длины была: "от туда до сюда равна от сюда до туда". В 12 лет метры меня мало интересовали. На самом деле этой мерой я пользуюсь до сих пор. Важна была идея как все устроено т.е. вид сверху. Это были первые мои глобальные попытки осознать
пространство.
Большой опыт в понимании маленьких расстояний, включая перенос реальности на бумагу, я получила через рисунок портретов. С теорией рисунка я столкнулась только после школы, а в юности рисовала как вижу. По тому же принципу: "от туда до сюда равно от сюда до туда". Осознанный графический перенос расстояний в метрической системе начался в колледже, когда я изучала черчение и академический рисунок. Первым моим проектированием был образ восприятия человека через одежду, через ее цвет, свойства ткани, драпировки, силуэты. Как сделать сложную форму из мягкого плоского материала, в расчет шел каждый сантиметр. Почему пишу про одежду - это же не интерьер. Но это маленькое окружающее пространство со своим ярким впечатлением на человека внутри и снаружи. Это пространство имеет форму и цвет, планируется и проектируется как сложный объект имеющий множество характеристик. До сих пор, когда захожу в магазин тканей, в голове летят образы - я вижу себя в красочных нарядах, красивой, элегантной, стройной. Включается образное мышление и я выхожу абсолютно счастливой. И вот впервые появилось выражение "образное мышление", оно же для меня и пространственное. Ибо как думать о пространстве не используя образы - впечатление, которое оно производит. Мое осознание пространства росло постепенно и ложилось в метрическую систему. К окончанию колледжа я легко стала видеть и определять миллиметры до 2 см и см до 1 метра без линейки.
Мечта создавать, проектировать что-то глобальное, значимое для человека, то что окружает и воздействует на него продолжительное время, привела меня в архитектурный институт. Первые проекты были для меня кошмаром. Автобусная остановка - она 10 метров - это огромное пространство на тот момент, чтобы осознать его как целое внутри и снаружи. Солнце, дождь, дома, дорога, автобусы, толчея озабоченных людей, реклама, киоски, лавочки. Пространство наполнилось функциональностью, цветом, формой и фоном восприятия. С каждым годом проекты росли в размерах и значениях и сними росло мое восприятие.
Мне запомнилось как я впервые проектировала коттедж. Хотелось создать, что-то особенное, замысловатое и сложное. Я склеила несколько кубиков разных размеров из бумаги, они символизировали комнаты, и начала складывать. Весь вечер просидела играя в кубики. Сложила образ дома в голове и на бумаге. Преподаватель разбирая мой проект пользовался абсолютно новыми понятиями для меня. " Ну пошли..., заходим.., видим..., уперлись взглядом..., дышать здесь не удобно..., одна ступенька - споткнулся, двадцать - устал..., зачем этот перепад?..." Он в несколько штрихов исправил мой план, но карандашом прошелся словно ножом по сердцу. Это же просто дом, а столько всего не понятного. Когда я делала первую учебную жилую планировку, то сантиметром перемерила всю мебель и двери, коридоры, сантехнику и не только в своем доме. В итоге, когда мысли заняты размерами: "легко ли пройти в 40 см или лучше 60 сделать?..., сколько сантиметров от лица должна быть раковина, когда сидишь на унитазе?...", впечатление уходило на второй план.
И вот диплом. Восприятие пространства выросло до размера горизонта. Гуляя по городу, я перестала смотреть просто вперед. Дома складывались в композиции передавая друг другу историю фасадов и внутренних двориков. Тропинки перетекали в аллеи с колодцами и водосточными системами. А вечером в дождь покрытия превращались в волшебное перевернутое пространство с многочисленными лунными дорожками. Я знаю, что все это видят, но для сравнения приведу пример. Предположим вас познакомили с новым человеком. Его образ, вы воспринимаете через призму своих убеждений. Но представьте, что один очень тонкий психолог перед знакомством рассказал вам историю жизни этого человека без "ярлыков" с пережитыми эмоциями детства и юности. Тогда при встрече вы увидите как измениться ваше восприятие. Незаметные морщины на лице будут иметь историю, станет понятно почему он так одет и причесан, почему говорит и двигается именно так.
"С дипломом я специалист, профессионал" - это убеждение почти всех выпускников. Именно в этот момент все только началось. Первый мой заказчик была деловая леди. Владелица двухуровневой квартиры. Арочные окна прорезали сложной конфигурации потолок. Я сделала три варианта планировки, продумывая проходы, эргономику, чтобы была композиция, комфорт и чтобы идея соответствовала портрету заказчика. Принесла, отдала и столкнулась с тем редким случаем когда заказчик абсолютно не читает чертежи. Мы ходили по квартире и я махала руками, что от сюда до сюда будет шкаф, а тут перегородка вот такой высоты. И заказчица проходила от входной двери в зал вдоль воображаемого шкафа и делилась ощущениями. Постоянно спрашивала из чего и как будет сделано. Мы открывали вымышленные двери и проверяли удобно ли, и как дотянуться до верхних полок. Такой опыт был впервые. Одно дело в плане, а другое когда ты стоишь и видишь свет из окна, габариты комнаты, плоскости полов и потолков. А сидя за обеденным столом в окне такой вид, что мысли невольно туда улетают. В спальне вытянутый откос арочного окна находит на кровать и на фоне потолка смотрится большим светлым пятном. На рассвете это пятно будет освещаться сильнее чем днем и совсем другим цветом и т. д. Мы провели на объекте несколько часов и обе ушли в полном восторге. Уже сидя за проектом свет и пространство этой квартиры влияли на наполнение, отзываясь яркими впечатлениями.
Через год после института я работала архитектором в проектной фирме. Разрабатывала проект многофункционального торгового центра 18 000 м.кв. Самая моя глобальная планировка за всю практику. От перечисления функций и назначений помещений кружилась голова. Это был огромный "ребус" как совместить несовместимое: из одного холла направить потоки людей в аквапарк, супермаркет, ресторан, торговые и развлекательные помещения верхних этажей и на все аспекты куча ограничений и СНиПов. Первые мои решения подчинялись одной мысли: "Как бы все сложить в один объем; казалось, что это не реально." Мой главный архитектор как первый преподаватель комментировал мои чертежи абсолютно новыми понятиями. Мы пропускали через себя каждого человека: директора с апартаментами, администрацию, поваров и официантов, водителей фур и посетителей аквапарка с детьми... Как толпа народа в случае пожара за определенное время выбежит на улицу, по каким коридорам что будут встречать на пути и как при этом будет соображать. Я работала над этим проектом год и мое пространственное мышление изменилось как за 6 лет в институте. Функциональность наполнилась нормами и правилами. Я поняла, что пространство может быть столь сложным и многогранным, что осознать его за раз не возможно.
В архитектуре большая часть времени проходит за чертежами, а хотелось творчества. Через 3 года я вернулась к дизайну интерьера. Появились первые ремонты. Прорабы стремятся упростить принятые решения, а заказчик неизменно стремиться сэкономить и это нормально. Пространство видоизменяется со временем, обрастая новыми деталями, и постоянно ищет компромисс. Возможно за всю мою практику мне везло с прорабами и заказчиками, мои построенные объекты мало видоизменялись в процессе строительства.