Ксения Сидорина, автор проекта «Краеведческая Ячейка ГЭНГЪ», вместе с другими его участниками — Максимом Косминым, Марией Тычининой и Алексеем Шишкиным — за год придумали и провели в Санкт-Петербурге два масштабных фестиваля краеведения «Крайконъ», а также запустили проект «Пора парадных». Вместе с волонтерами члены ячейки находят и отмывают уникальные архитектурные детали питерских парадных — печи, витражи, керамические панно. Также ребята провели множество бесплатных экскурсий и несколько открытых мастер-классов с реставраторами.
Питерские энтузиасты доказывают, что сохранение наследия — дело каждого и по силам каждому. Этого же принципа придерживается и Андрей Кочетков, основатель движения «Том Сойер Фест».
Благодаря его проекту уже удалось спасти ряд исторических зданий, причем не только в его родной Самаре, но и во многих других городах России, в том числе в Нижнем Новгороде, Ельце, Бузулуке.
Андрей фокусирует внимание на зданиях без охранного статуса, в особенности на деревянных. Волонтеры под руководством профессиональных реставраторов, архитекторов, художников облагораживают такие строения: ремонтируют фасады, изготавливают деревянную резьбу, создают арт-объекты и элементы благоустройства. Участвовать в реконструкции может каждый.
Дворы старых домов при этом становятся площадками для концертов, мастер-классов, кинопоказов, лекций, выставок. Здания восстанавливаются на средства спонсоров.
А вот фолк-музыканту, композитору и мультиинструменталисту Мите Кузнецову, создателю «Мультимедийной усадьбы «Этно-кузня», удалось привлечь к восстановлению наследия его родного Рыбинска не только волонтеров и спонсоров, но и городскую администрацию.
«Наш город имеет явно выраженный облик XIX века. Рыбинск сохранил и
здания, и дух того времени. Я сформулировал свою идею как «Музей живой старинной вывески под открытым небом», — пояснил Кузнецов.
Так, в центр патриархального волжского города начали возвращаться старые вывески, причем на самые настоящие магазины и учреждения: «Дѣловой костюмъ», «Конторский домъ», «Издѣлiя изъ золота, серебра. Ремонтъ, скупка, обмѣнъ. Изготовлѣнiе по каталогамъ». Вывески изготавливаются вручную с применением исторически достоверных материалов, красок и шрифтов.
По словам Кузнецова, возвращение старых вывесок — это не только проект для привлечения туристов, а еще и продолжение исторической традиции, важной для культурной идентичности места. Подчеркнуть ценность своей культуры, открыть дверь в прошлое и увидеть город таким, каким его видели наши предки, — вот к чему стремится Митя.
Хранить память места в столице призывает и проект Александры Запоевой «Ну да Москва». Через одноименный блог и передачу на радио «Серебряный дождь» можно узнать интересные факты московской истории, «увидеть» и запомнить постоянно меняющийся город под разными углами зрения и в разные времена. Поднимая неожиданные вопросы и темы — например, где послушать реку Неглинку и кто сконструировал неоампирный холодильник в Измайлово, — проект привлекает внимание аудитории, в том числе молодежной, к историческому наследию.
Трудкоммуна «Вспомнить все» Натальи Тарнавской находит и восстанавливает чудом сохранившиеся старинные городские детали. Вывески магазинов начала XX века, дореволюционные люки и решетки — живые детали старой Москвы возвращаются в город благодаря их усилиям. Средства на реставрацию собираются краудфандингом, и теперь москвичи сами решают, какая Москва им интереснее.