Импортозамещение в оконной отрасли: Российский профиль подает пример импортозамещения

Тема преодоления зависимости России от импорта в самых разных отраслях экономики в последние годы стала весьма актуальна. В этом смысле сегмент строительных материалов и конструкций стал очень позитивным примером, поскольку за минувшие 15-20 лет в нашей стране фактически с нуля выросли сотни современных заводов, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Тем не менее, и здесь ситуация до сих пор неоднозначна. Лучше всего это можно продемонстрировать на примере производства оконных ПВХ-профилей.



Русский профиль

Всего 20 лет назад все комплектующие для производства пластиковых окон приходилось импортировать в Россию. В нашей стране не было ни нормативной базы, ни технологий, ни оборудования для производства ПВХ-профиля.

Из-за трехкратного ослабления рубля в 1998 году импортные комплектующие стали гораздо менее доступны для российского потребителя. Именно это послужило стимулом для локализации производства.

Начиная с 1999 года собственные заводы в России открыли дочерние компании таких зарубежных производителей как Veka, Profine, Rehau, LG Chem и т.п. Также появились российские компании, которые на европейском оборудовании выпускали собственные оконные системы. Одним из пионеров рынка пластиковых окон в нашей стране стала компания PROPLEX, первый российский разработчик и производитель оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям, открывшая завод по выпуску ПВХ-профиля в 1999 году.

Вытеснение импорта было стремительным. Так, еще в 2006 году доля импортного ПВХ-профиля составляла 34%. Уже к 2011 году она не превышала 1% от объема российского рынка[1], причем ввозился только ПВХ-профиль премиум- и элит- сегментов.

Однако к настоящему времени и этот бастион импорта стремительно теряет свои позиции. Например, в 2016 году в рамках стратегического партнерства на производственных мощностях PROPLEX в г. Подольск был налажен выпуск ПВХ-профиля для премиальных оконных систем Аluplast (входит в пятерку мировых лидеров в ПВХ-отрасли). Эта продукция, соответствующая самым жестким европейским стандартам качества, реализуется в российских регионах через филиальную сеть PROPLEX и идет на экспорт в страны Евросоюза.

Таким образом, российские производители не только полностью заместили импорт на внутреннем рынке, но и благодаря сочетанию высокого качества и конкурентоспособных цен, начали продвижение на зарубежные рынки.

За пределы оконной отрасли

Игрокам российского рынка ПВХ-профиля становится тесно в рамках оконной отрасли, где осталось мало возможностей для развития. Так что они пробуют свои силы в смежных областях, где ситуация с импортозамещением пока далека от разрешения.

Очень показательный пример в этом плане – сотрудничество компании PROPLEX c одним дочерних предприятий госкорпорации «Роснано». На подольском заводе начат выпуск компонентов для высокотехнологичной ресурсосберегающей системы, которая применяется в тяжёлой промышленности.

«Этот специфический экструзионный ПВХ-продукт ранее заказывался в Германии, рассказывает Александр Приходько, коммерческий директор бизнес-региона «Центр» PROPLEX. В рамках импортозамещения было решено найти российского производителя, который сможет обеспечить такой же уровень качества. Только наша компания смогла наладить выпуск изделий, ни в чём не уступающих европейской продукции».

В этом знаковом проекте PROPLEX является не просто исполнителем заказа, но полноправным участником разработки высокотехнологичной системы ресурсосбережения. А для самой компании это стало поворотным моментом и началом развития нового направления - неоконной экструзии, которая в перспективе может обеспечить загрузку производственных мощностей.

Можно заключить, что в части экструзии ПВХ-изделий импортозамещение стало свершившимся фактом. И это, безусловно, пошло на пользу российской оконной отрасли и отечественному потребителю, получившему продукты, полностью адаптированные к местным климатическим особенностям.

Обсуждение (0)

Комментировать