Барокко и необарокко: как не переступить черту между роскошью и безвкусицей

Барокко и необарокко по праву считаются самыми вычурными и декоративными стилями в архитектуре и интерьере. Казалось бы, в эпоху победившего функционализма, минимализма и царящих в дизайне природных ассоциаций причудливые барочные мотивы едва ли имеют право на существование. Однако они по-прежнему находят поклонников, а некоторые даже становятся трендами. Где и при каких обстоятельствах барокко выглядит уместно в 2022 году? Рассказываем.


Барокко против реальности


Появление стиля барокко ознаменовало собой закат эпохи Возрождения. Зародившись в крупных итальянских городах во второй половине XVI века, стиль барокко охватил все сферы искусства, но ярче всего проявил себя в архитектуре и интерьерах. Такого количества декоративных элементов в жилом пространстве мир ещё не видел.


Само слово «барокко» переводится с итальянского как «вычурный», «причудливый». Полный излишеств и хитросплетений этот стиль противостоял классицизму, рационализму и… реальности. Барокко отвергал естественную природу вещей, рассматривая её как эквивалент дикости, тяготел к эскапизму и стремился приукрашивать действительность.

Интерьеры Версаля — дворцово-паркового ансамбля в пригороде Парижа
Главными заказчиками и потребителями плодов барокко стали светские и церковные власти. В архитектуре барокко получил воплощение в грандиозных городских ансамблях, соборах, дворцах, монастырях и роскошных загородных усадьбах.

Собор Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции


Гигантизм, театральность, пышность и текучесть форм, присущие барочной архитектуре, стали революционным заявлением на фоне строгих зданий в стиле классицизм. Барокко ушло от античной гармонии, воспетой Ренессансом, к большой зрелищности, призванной поражать, вызывать эмоции и свидетельствовать о статусе. Фасады и интерьеры превратились в декорации.


Колонны, скульптуры, зеркала, сложносочиненная лепнина, богатая потолочная роспись, массивные люстры, балдахины — этот стиль, как никакой другой, боится пустоты. Утилитарность и рациональность ему безразличны, главное — декоративность и эффектность.

Орнамент на фасаде Зимнего дворца в Санкт-Петербурге


Завоевав все крупные города Италии, барокко постепенно захватило Европу, пробралось в Россию и даже в Центральную и Южную Америку.


Российской интерпретации барокко свойственны национальные особенности. Именно в нашей стране этот стиль больше всего тяготел к золоту и использованию ярких красок. Хороший пример тому Екатерининский дворец в Царском селе. Когда-то он именовался Большой Царскосельский дворец и представлял собой непритязательное двухэтажное здание авторства Иоганна Браунштейна. Архитектура дворца изменилась уже при Елизавете I, которая заказала Земцову, Трезини и Растрелли сделать из здания образец модного барокко. В результате фасад украсили лепнина, золотой орнамент, колонны и атланты. Вся это роскошь предстала в жизнерадостной цветовой гамме.

Фасады и интерьеры Екатерининского дворца в Царском селе
Больше пластика, меньше Версаля


Барокко потеряло популярность во второй половине XVIII века, и снова вернулось уже во второй половине XX в своей адаптированной к новому миру версии, получившей название «необарокко». Новый стиль из дворцов и соборов перебрался в загородные дома и городские квартиры, вследствие чему ему пришлось снизить градус торжественности.


Необарокко все так же тяготеет к детализированности, роскоши и максимализму, но, наравне с натуральными, использует доступные искусственные аналоги традиционных материалов, а иногда и ироничные средства самовыражения.

Так на барочном кресле с изогнутыми ножками может появиться синтетическая обивка, а на стенах вместо живописных панно и лепных орнаментов — виниловые обои. Люстры сохраняют традиционные дворцовые формы, но теперь могут быть выполнены не из хрусталя, а из пластика, багетные рамы — не из дерева, а из бюджетного металла, при этом в обрамлении вместо подлинника имеют право находиться репродукция или даже шуточный постер.


Кроме того необарокко отказалось от барочной цветовой палитры, где чаще других фигурировали золотые, жёлтые, белые и лазурные краски, и стало использовать яркие и глубокие тёмные тона. Также новый стиль освоил сочетание глянцевых и матовых фактур и стал использовать больше лаконичных гладких поверхностей, миксуя их с затейливой барочной лепниной.

В нашей стране необарокко пользовалось популярностью в постперестроечные годы и снова обладало национальным колоритом: к иронии российские необарочные интерьеры не стремились, а вот роскошь достигала в них своего апогея. Как только схлынула волна евроремонтов, все их приметы объявили дурновкусием, и одной из таких стало «пластиковое» необарокко с его пристрастием к имитациям.


Барокко, необарокко и современный интерьер


А что сегодня? Дизайнеры вдохновляются природой, в тренде ответственное потребление и функциональность. И всё это не про барокко. В то же время в моду вновь входит максимализм и изобилие декоративных элементов. На волне этой тенденции багетные рамы, массивные люстры, скульптуры и лепнина снова могут претендовать на звание трендовых элементов декора. И всё же с барокко и необарокко стоит быть осторожнее.

Если ваш выбор — традиционный дворцовый интерьер, главное помнить об уместности. Такому барокко нужен простор, высокие потолки, благоволящие дворцовому колориту архитектурные особенности зданий и серьёзный бюджет.


Если загородный дом снаружи походит на коробку, а за окнами видно, как по рельсам ползут грузовые составы, устраивать внутри «Версаль» — не самое логичное решение. То же касается типовых городских квартир. Каждый стиль хорош в своей стихии.
Если вы согласны на необарокко и экспериментальный подход к интерьеру, выбирайте смешение стилей и иронию. Подчеркнуть шуточный характер роскоши можно за счёт соседства барочных элементов с современными арт-объектами. Это могут быть всё те же юмористические постеры, современный принт на обивке барочной софы, выкрашенная в неоновый цвет скульптура и так далее. Даже обилие золота при таком подходе не будет смотреться вычурно.
Обои из ассортимента салона «Manders» (секция А4, А3)
Ещё один верный способ не уйти за черту безвкусицы, отказаться от клише: вместо блестящих обоев с дамаском выберите окрашенные тёмные стены или новый тренд — обои с фотореалистичным изображением лепнины, статуй и других архитектурных элементов. 



Такие интерьеры уже ближе к китчу, чем к евроремонтам, а первое слово, которое приходит на ум при взгляде на них: «смелость», а никак не «безвкусица».

Обсуждение (0)

Комментировать