Взаимоотношения с клиентами в сфере дизайна среды

Кто сказал, что найти общий язык с заказчиком просто? В этой статье Вы найдете несколько советов о том, как грамотно выстроить отношения с клиентом.

Первоисточником дизайна интерьеров является стремление людей к внутреннему украшению помещений, однако круг обязанностей современного дизайнера значительно шире. Сегодня дизайнеры работают вместе с архитекторами, заказчиками, подрядчиками, строителями и поставщиками, в результате чего им приходится взаимодействовать с различными типами людей. Успех проекта напрямую зависит не только от профессиональных навыков дизайнера, но и от его способностей найти индивидуальный подход к конкретному человеку.

Взаимоотношения дизайнера и клиента зачастую протекают по одной схеме: клиент дает задание, дизайнер выполняет, клиент говорит, что исправить, дизайнер исправляет. Последние два пункта могут повторяться многократно, до достижения конечного результата, устраивающего клиента, но зачастую крайне неустраивающего дизайнера.

 Основной задачей дизайнера является организация своей деятельности и диалога с клиентом таким образом, чтобы у него не возникло желания исправлять будущий проект. Если смоделировать ситуацию, при которой дизайнер полностью компетентен и профессионален, а клиент готов поверить адекватным доводам, при этом дизайн- макет выполнен строго по техническому заданию, то остаётся: доказать клиенту, что этот дизайн является именно тем, что ему нужно, даже если возникают незначительные сомнения в деталях. 

Проблемы установления контакта с заказчиком являются наиболее актуальными для начинающих дизайнеров и все они связаны с недопониманием. Любой проект, начинается с этапа переговоров, на котором уточняются важные определяющие моменты такие, как возможность и сроки выполнения заказа, предпочтения заказчика, размер оплаты. Необходимо чтобы дизайнер представил себе образ жизни клиента, создал его психологический портрет и проследил его характер уже при первой встречи, потому что вдумчивая работа на начальном этапе облегчит сотрудничество и в будущем избавит от многих сложностей.

Естественно необходимо строить линию общения в рамках делового этикета: придерживаться официальной манеры разговоров; своевременно отвечать на звонки, письма, сообщения; при любых обстоятельствах сохранять спокойный тон и удерживать беседу в конструктивном русле; придерживаться установленных сроков и заявленной стоимости работы.

Но даже при компетентной, профессиональной работе случаются непредвиденные ситуации. Дизайнер интерьеров должен быть неплохим психологом - только узнавая данные о своем клиенте, его характере, потребностях, пожеланиях можно создать удовлетворяющий его проект, ведь то, что подходит одному, для другого будет неприемлемо. Исходя из этого можно выделить некую классификацию моделей поведения заказчиков с возможными вариантами работы с ними.


1. Заказчик, который точно и уверенно сам знает, чего хочет, а дизайнер нужен только для того, чтобы это нарисовать.
Это наиболее распространенный тип заказчиков – люди, имеющие обобщенное представление о том, каким они хотят видеть свой интерьер. Имея довольно объемный визуальный опыт, полученный при просмотре журналов, книг, телепередач по дизайну интерьера их идеи часто не складываются в единую концепцию. В основном такой заказчик в первую очередь хочет услышать подтверждение собственного мнения, ему требуется скорее дизайнер-консультант, нежели полноценный проектировщик. Это должен быть профессионал, внимательно выслушивающий пожелания клиента, объединяя их в гармоничное целое. Такому заказчику крайне важно увидеть все свои задумки и удостовериться в своей правоте, поэтому скорее всего он предпочтет увидеть проект выполненным в 3D в самом лучшем фотореалистичном виде. Основная проблема данного сотрудничества заключается в том, чтобы найти грань, при которой дизайнер перестает быть консультантом и становится просто рисовальщиком, бездумно выполняющим все требования заказчика, в результате чего ни одна из сторон не получает удовлетворения от сотрудничества. Заказчик вполне обоснованно считает, что ему принадлежат все идеи и чувствует, что он переплатил, а дизайнеру же обычно самому не очень нравится итоговый результат.

2. Заказчик, который хочет все и не может ничего выбрать.
Данная позиция со стороны заказчика может быть продиктована как большим разнообразием товаров и услуг на рынке, так и отсутствием их. Также зачастую ему сложно принять решение о сочетаемости предметов и материалов, о выборе оптимальных вещей. Этому заказчику нужен дизайнер-закупщик – сопровождающий его в поездках по магазинам, помогающий сделать окончательный выбор, высказывающий свои наблюдения о качестве тех или иных товаров и так далее.
Самая большая опасность здесь - это растягивание этапа выбора вплоть до бесконечности. Дизайнер разрабатывающий проект с четкой концепцией, данной проблемы скорее всего избежит. Но если дизайнер выступает только в качестве консультанта, обеим сторонам есть опасность скатиться в излишний перфекционизм и забыть о цели всего мероприятия. В какой-то момент следует просто остановиться и принять окончательное решение.
3. Заказчик, который хочет, чтобы его гости восхищались интерьером.
В большинстве коммерческих объектов, но иногда и в жилых помещениях интерьер несет репрезентативную функцию. Красивый эффектный интерьер, над которым потрудился профессионал – это признак статуса и достатка. В этом случае требуется дизайнер высочайшего класса, которого условно можно назвать дизайнером-стилистом. Он обязан продумать все до мельчайших деталей, показать в интерьере собственный вкус и уникальность. В данном случае опасность состоит в том, чтобы не перестараться с желанием удивить и восхитить, забывая при этом об удобстве и психологическом комфорте собственно обитателей интерьера. Любой жилой интерьер предназначен, прежде всего для того, чтобы в нем жить, приятно и комфортно проводить часы отдыха и досуга. Поэтому, возможно, выходом будет разделение на репрезентативные и жилые помещения по зонам.

4. Заказчик, который не знает, чего хочет и просит дизайнера сделать, чтобы было красиво.
Пожалуй, это самый сложный для обеих сторон – дизайнера и заказчика – вариант. Такая позиция обычно встречается у заказчиков, впервые планирующих крупный серьезный ремонт или строительство дома. У него существует в голове некий идеальный образ жилья, который в большинстве состоит из эмоций, чувств и переживаний, нежели из визуальных картинок и представлений. В этом случае необходим дизайнер-психолог, умеющий слушать и понимать скрытые внутренние потребности. Задача дизайнера – создать нужный уровень доверия в разговоре, суметь распознать, что на самом деле заказчик хочет видеть в интерьере. Здесь проблемой становится сохранение грани профессионального общения. 

Естественно, разные услуги требуют разного уровня квалификации и разного подхода к оплате. В процессе создания дизайн проекта и его воплощения все индивидуально и общие принципы тут не работают. Дизайнер интерьеров должен проводить кропотливую работу с каждым клиентом в отдельности, находить к нему подход. Всегда есть возможность для заказчика найти профессионала и тот тип сотрудничества, который удовлетворит его потребности. Что же касается дизайнера – профессионалу своего дела не составит труда справиться со всем этими ролями как по отдельности, так и совместить их все в рамках одного проекта. Он должен на начальном этапе общения с заказчиком определить к какому же типу он относится, исходя из этого выбрать определенную модель поведения, что приведет к обоюдной удовлетворенности сторон. Как правильно вести себя с клиентом, что нужно, а чего не следует ему рассказывать и какими правами, и обязанностями обладает дизайнер и его заказчик, все это необходимо знать каждому профессионалу, работающему сфере дизайна.
Продуманные и грамотно выстроенные отношения с клиентом – это логичный путь к успеху.

 

 

 

Обсуждение (0)

Комментировать