Основные характеристики общества и культуры постмодерна

Своим возникновением постмодернизм обязан модерну, основному направлению западноевропейской культуры ХХ века, и его культу технических преобразований. Однако, кризис положил конец эпохи модерна. На смену пришло новое мировосприятие, выступающее против веры в прогресс и разум человечества. Классический тип мышления сменился на неклассический, а позднее -на постнеклассический.

В «Большой Российской энциклопедии» дается такое определение этого художественного течения: «Постмодернизм (постмодерн), широкое течение в культуре 2-й половины 20 – начала 21 вв. (в философии, гуманитарных науках, искусстве и литературе), преимущественно в странах Европы и Северной Америки. В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектического комбинирования его форм»[1].


[1] Попов Ю. Н., Ромашко С. А. и др. ПОСТМОДЕРНИЗМ // Большая российская энциклопедия. Том 27.- М., 2015.-С. 261-264.


Впервые термин «постмодернизм» появился в 1870-х гг.  в Великобритании.  Постмодернизмом принято считать культуру постиндустриального общества, возникшего в связи с осмыслением развития Западного общества. Термин «эпоха постмодерна» не имеет точной связи с конкретным историческим периодом и зачастую применяется для описания различных временных отрезков. Даты рождения постмодерна нет, но первые его признаки были замечены в итальянской архитектуре в конце 50-х.

А.Тойнби в своем фундаментальном труде «Постижение истории» («A study of history», vol. 8, 1954) обобщил постмодерн с социалистической культурой. Он детально рассказал об «эпохе постмодерна», наступившей после франко-прусской войны 1870–1871 гг. Термин обрел широкую известность и достиг успеха после опубликования книги Ч. Дженкса об архитектуре постмодернизма («The language of post-modern architecture») в 1977 году.

В архитектуре стиль «постмодерн» впервые заявил о себе во второй половине 60- х годов XX в. В широком смысле под архитектурой постмодернизма иногда понимают всю совокупность направлений, появившихся «после модернизма» (начиная с середины 1960-х гг.), включая также деконструктивизм, хайтек, неомодернизм, нелинейную архитектуру и т. д.


Он возник как реакция на модернизм и напрочь отрицал нацеленность на будущее и рационализм. В этом новом направлении мы видим опору на традицию и эмоциональное воздействие на окружающее. Оно характерно интересом к общей градостроительной ситуации, эклектикой- смешением стилей, зачастую кажущимся просто соединением, казалось бы, несовместимых материалов и исторических мотивов в одном проекте.

При реализации подобных проектов учитывались реальные потребности населения в целом: создаются общественные пространства, используются различные цвета и масштабы вместо унылой и однообразной застройки.

В своей работе привлеченные архитекторы использовали игровое начало и иронию, метафоры и символы.

В проектах Р. Бофилла, реализованных им в 1970-1980-х гг. в Париже и его окрестностях, мы видим театрализацию.  В стиле барочно-классицистического направления в архитектуре постмодернизма создал жилые комплексы: «Аркады на озере» и «Виадук» (1972–1975), «Пространства Абраксаса» (1978–1983), «Барочные лестницы» (1979–1985); «Антигона» в Монпелье (1978–89) и прочие работы.

В США в стиле «постмодернизм» работали архитекторы Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джонсон, Р. Стерн, в меньшей степени известный уже нам Р. Вентури. Их архитектурные работы были созданы в стиле поп-архитектуры с элементами китча. Их заказчики рассматривали их яркие и заметные работы как разновидность рекламы. Например, работы М. Грейвса, А. Исодза ки во штате Флорида для всемирно известной компании «Disney».

На другом береге океана в Европе получили развитие так называемое неорационалистическое направление постмодернизма, в котором работали А. Росси, М. Ботта, О. М. Унгерс, Й. П. Кляйхус), а также стиль «необарокко», в котором ярко себя проявил П. Портогези. Известность приобрело и такое направление постмодернизма как «неоклассицизм» (работы Л. Крие и других архитекторов из числа традиционалистов). Интересно творчество Х. Холляйна, Г. Пейхля, Дж. Стерлинга. В СССР стилю постмодернизма были близки В. В. Лебедев, Л. Н. Павлов.

Это направление ушло с пика популярности   в середине 1990-х гг., хотя отдельные постройки в его духе продолжали появляться и в 2010-е гг. в тех регионах, которые были далеки от центров актуального архитектурного творчества, или же в рамках отдельных типов, им незначительно затронутых (например, в торговых комплексах).

Каков был вклад этого течения? Был разработан подход к градостроительству в следующем духе: квартальная застройка и сформированный фронт улицы. При этом первые этажи зданий отводятся под магазины и другие объекты инфраструктуры. Изменялась модернистская свободная постановка архитектурных объёмов. Вместо функционального зонирования вводилась смешанная типология зданий и многофункциональность городской среды. Эти особенности сохраняют значимость по сей день, так же, как и идея об оптимальности среднеэтажной застройки.

Если наглядно продемонстрировать отличие архитектуры в стиле модерн и в стиле постмодернизм, то сравним «сталинские высотки» в Москве и сооружения «Москва-Сити». «Высотки» воспаряют в небо, а здания «Москва-Сити» видятся приземленными.

Интеллектуальный взрыв, разрушение существующих до сих пор понятий произошло под влиянием важных процессов, происходивших в человеческом обществе. Важное значение имели Первая Мировая война, а далее произошедший крах империй: Османской, Австро-Венгерской, Российской, кайзеровской Германии. Список можно продолжать. Люди столкнулись с перезагрузкой ценностей, которыми долго жило человечество. Далее произошла Вторая Мировая война, которая по своим последствиям была еще страшнее, чем все предыдущие войны. Шла перестройка человеческой психологии, подхода к решению важных проблем. В итоге всех потрясений изменились способы самовыражения людей. От «Моны Лизы» мы пришли к сюрреализму Сальвадора Дали.

Что касается скульптуры, то представить себе ранее «Фонтан» француза Дюшана было просто немыслимо. Что из себя представляет эта работа? Реди-мейд, представленный Марселем Дюшаном в 1917 году, который по сути является обыкновенным писсуаром с подписью «R. Mutt» (Р. Дурак). Он был представлен как «фонтан» для выставки Общества независимых художников в 1917 году.

Характерной особенностью этого направления в дизайне ландшафтов видится создание среды обитания людей, что привело к созданию пешеходных зон для прогулок людей. Были обустроены парки и места для прогулок.

Проанализировав данную среду, я пришла к выводу, что население стало зависимо от культуры потребления: поменялся подход к местам проживания людей, к дизайну жилищ. Появлялись новые предметы бытовой техники, выполняющие сугубо прагматические цели: бытовые пылесосы, стиральные машины, аудио-медиа приборы и т.д. Дизайн человеческих жилищ также претерпел значительные изменения. Главенствующим критерием стало выполнение не просто декоративных целей, а призвание максимально улучшить быт людей. Человечество оказалось во власти благ цивилизации: удобного дизайна жилищ, бытовой техники, транспорта. В этом кроются как свои плюсы, так и минусы.

Среди плюсов- жизнь людей стала более комфортной, минусов- мы стали полностью зависимы от них.

Постмодернизм соотносит себя с современностью и противопоставляет себя ей, поэтому ключ к его пониманию находится в ней. Идя по пути частичного заимствования из уже существовавших в прошлом и существующих в настоящем художественных систем, постмодернизм добивается уравнивания их прав, актуальности и значимости, создавая единое культурное пространство, которое охватывает всю историю духовного развития человечества.

У.Эко сказал: «... Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоты, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности ...»

Обсуждение (0)

Комментировать