Сергей Смирнов: «Дизайнеры – магические люди и программные инженеры продукта»

С какими вызовами сталкивается российский дизайн в эпоху цифровизации? Понимают ли сами заказчики роль и задачи дизайнера на различных этапах производства? Можно ли создать систему государственной поддержки дизайна и кто от этого выиграет, а кто проиграет? На эти и другие вопросы ответили член экспертного совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, президент Союза дизайнеров Виталий Ставицкий и эксперт Минэкономразвития по созданию концепции развития дизайна в РФ, директор Центра исследований и разработок МГХПА им. Строганова Сергей Смирнов в рамках проекта «Дни промдизайна в Сколково». Дискуссию, в которой также приняли участие руководитель студии Wiesel Design Глеб Визель и представители сколковских стартапов, модерировал директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Олег Перцовский.

В сегодняшней России отношение к дизайнерской деятельности по-прежнему отличается от того, какое значение ей придают в мире. Главным апологетом переосмысление роли дизайнера в отечественном профессиональном сообществе выступает Сергей Смирнов: по его убеждению, именно такой специалист, как дизайнер, становится программным инженером продукта. От него зависит не просто успех разработки на рынке, но и выгода производства.


Для того чтобы осознание важности промышленного дизайна не только достигло чиновников, но и прочно вошло в систему ценностей заказчиков по всей стране, Смирнов выступает за возрождение таких государственных структур, как ВНИИТЭ (Всесоюзный, а впоследствии Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, в 2015 утративший статус общенационального и ставший частью МГТУ МИРЭА). При этом эксперт подчеркивает, что если раньше ученые-эргономисты из НИИ выступали флагманами формирования единой системы требований к качественному и современному промышленному дизайну, то сегодня за отсутствием культуры регулирования государственные организации и их методические рекомендации по определению воспринимаются как ограничительные инструменты.


Сергей Смирнов также поделился данными о прохождении государственной дорожной карты развития дизайна: в ближайших планах властей – субсидирование площадок «Сколково», развитие бесплатной опции разработки дизайна для промышленного продукта и диверсификация промышленности (переориентирование военного производства на 50% гражданки). Поддержание внутренней конкуренции на рынке должно способствовать тому, чтобы предлагаемые «сверху» инновационные подходы к дизайну не оставались на бумаге, а становились реальным способом продвижения продукта. В этом к нему присоединился президент СДР Виталий Ставицкий, пояснивший, что объектный дизайн в России уже проделал огромный путь от потребности украсить свое существование и пространство (стадии 1.0) через потребность в удобстве (2.0), переход к серийному производству (3.0) и развитие технологий (4.0) до стадии социальной значимости дизайн-продукта (4.5). Сейчас основной задачей сообщества является переход к стадии 5.0 – государственной и общественной поддержки.

От лица владельцев дизайн-студий Глеб Визель (Wiesel Design) отчетливо выразил сомнения в том, что государственные директивы о развитии дизайна как сектора промышленности могут привести к положительному результату. По мнению спикера, дизайнеры – в первую очередь представители творческой профессии, и их деятельность плохо поддается плановому регулированию. Осложняет ситуацию и то, что арсенал предприятий в современной России по большей части состоит из импортного оборудования.


В ответ модератор Олег Перцовский напомнил, что в долине инноваций государство активно развивает грантовые программы. Единственное условие для получения поддержки – исполнитель должен быть аккредитованным в сколковском Центре коллективного пользования. Перцовский пригласил представителей стартапов поделиться своим опытом: основатель компании «Самокат Шеринг» Василий Быков и генеральный директор ООО «ЛЕД-Инновации» Мария Кошелева подтвердили, что в Сколково они прошли все стадии дизайна – от 1.0 до 4.0 – и убедились, что делать ставку на дизайн необходимо в самом начале работы над проектом. С помощью независимого специалиста «ЛЕД-Инновации» смогли сделать продукцию не только минималистичной и серийной, но и узнаваемой даже на зарубежном рынке, а «Самокат Шерингу» удалось заключить партнерство со Студией Артемия Лебедева и не только покорить улицы Москвы, но и добиться, чтобы их дизайнерское решение было признано одним из лучших в мире в области развития устойчивой транспортной инфраструктуры.


Подводя итоги, Олег Перцовский отметил, что залог успеха – пользоваться имеющимися опциями, доверять государственным рычагам и на ранних стадиях задумываться о том, каким будет пользовательский опыт: именно это поможет сформировать правильное позиционирование и продвинуться на рынок.

Обсуждение (0)

Комментировать