Основой для «дизайна 5.0» станет совмещение теории и практики

Президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий убежден: для перехода от дизайна 40 к дизайну 5.0 необходимо, чтобы на государственном уровне произошло осознание значимости дизайна как реперной точки экономики. Вопрос о том, как официально придать дизайну статус стратегического инструмента развития промышленности, Ставицкий в рамках стратегической сессии «Дней промдизайна в Сколково» обсудил с главным иностранным спикером проекта, представителем Итальянской ассоциации промышленного дизайна в Российской Федерации и странах Балтии Энцо Форнаро.

С 2012 года уроженец Турина, специалист по транспортному дизайну Энцо Форнаро является главным посредником между дизайн-сообществами Италии и России. Фундаментальное искусствоведческое образование – в 2005 году Форнаро был комиссаром 51-й Венецианской биеннале, проходившей под девизом «Всегда на шаг впереди» – и опыт успешного сотрудничества с такими автомобильными гигантами, как Ducati, Lamborghini и Alfa Romeo позволяют ему говорить о роли дизайна в современном мире и с эстетических позиций, и с точки зрения необходимого рычага для продвижения промышленного продукта. На проекте «Дни промдизайна в Сколково» его основным собеседником стал президент Союза дизайнеров России, член экспертного совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Министерстве промышленности и торговли Виталий Ставицкий.


Ставицкий задал направление беседы, сообщив, что российский дизайн находится в процессе перехода от стадии 4.0 (развития технологий) / 4.5 (социальной значимости продукта) к стадии 5.0 (государственной и общественной поддержки): сообщество стремится добиться признания того, что сегодня именно дизайн способен приносить гораздо больше денег, чем нефть и газ. Передавая слово зарубежному коллеге, эксперт подчеркнул, что этот путь прошли многие европейские страны, в том числе и Италия. От лица Итальянской ассоциации промышленного дизайна Энцо Форнаро рассказал о том, как устроена экосистема дизайна в Италии.

Дизайн-сектор в Италии достаточно разносторонен. На рынке существуют как большие, так и малые независимые студии, хотя число последних превалирует. Идеи циркулируют по миру, поэтому дать определение такому понятию, как 100% итальянский или 100% российский продукт, стало весьма затруднительно. Производство все больше ориентируется на рынки сбыта, рассеянные по всему миру, а не только на вкус итальянцев. Сейчас крупные компании вначале изучают иностранные рынки, прежде чем приступить к производству, и проектируют специализированные серии на основе местных предпочтений вместо того, чтобы продвигать собственные идеи. В этом – основная сложность и главный вызов эпохи глобализации в национальном и мировом дизайне.


Однако несмотря на то, что промышленный дизайн считается исключительно коммерческим инструментом, цель которого – повышение конкурентоспособности и монетаризации разработки, в отношении грамотной организации государственной поддержки дизайн-сообщества Италия сохраняет лидирующие позиции. Строится она на том, что развитие дизайна в будущем неразрывно связано с совершенствованием и укреплением системы образования в настоящем. Школа, способствующая формированию практических навыков – важнейший аспект подготовки молодых специалистов. По словам Энцо Форнаро, центров обучения будущих специалистов немного – дизайн преподается в политехнических ВУЗах, как и архитектура. В настоящий момент существует всего одна крупная частная школа; кроме того, в систему преподавания дизайн-дисциплин начала встраиваться Академия художеств. Однако программы государственных учебных заведений оказывается недостаточно: чаще всего студенты, получив в них общую подготовку, направляются в коммерческие ВУЗы, чтобы набраться практического опыта и получить направление на стажировку.


Именно на этом этапе включается государственное регулирование. В Италии была создана уникальная программа поддержки предприятий, принимающих на стажировку студентов последних курсов, недавних выпускников и молодых специалистов. На заводах и фабриках формируются крупные коллективы дизайнеров, а у молодых специалистов появляется возможность не просто интегрироваться в команду серьезных разработчиков, но и набраться опыта и быстро вырасти профессионально. Подобный опыт, позволяющий обойтись без вмешательства в производственные процессы, будет крайне полезен в России, где по-прежнему сохраняется огромный разрыв между теорией и практикой.

Обсуждение (0)

Комментировать