Все спикеры сошлись в том, что общественное искусство или public art – это универсальный язык, который понятен каждому, и одновременно отличная «точка входа» для горожан, которые через него приобщаются к современной культуре и выстраивают свои маршруты по городу. Хорошо понимая эти закономерности, Vos’hod старается наполнять общественные пространства своих проектов, в том числе здания Центрального Телеграфа и многофункционального комплекса AHEAD, объектами искусства. По замыслу создателей, объекты искусства оживляют территории и наполняют их смыслом и эмоциями, а также формируют эстетический облик и вовлекают горожан во взаимодействие.
Художник Миша Мост заметил: «Принципиальный рывок во взаимоотношениях жителей города и public art произойдет тогда, когда временные скульптуры и рисунки, появляющиеся в Москве, сменятся постоянными объектами». И подчеркнул, что коммерческие арт-проекты, инициированные бизнесом, имеют больше шансов на воплощение, чем чисто городские.
Елена Белоногова, сооснователь арт-пространства Cube.Moscow (которое находится в здании Ritz-Carlton), рассказала, что Cube задумывался, как витрина, отражающая все то, что происходит в сфере современного искусства в России. «И если приходить к нам регулярно, то можно ознакомиться со всеми арт-пластами», – говорит Елена.
Арт-продюсер Александр Астахов рассказал об опыте московского проекта «Здесь и сейчас», который в предпандемийные годы не ограничивался традиционными видами public art, а зашел на территорию технологий и включил в программу перфомансы и прогулки с дополненной реальностью, которые привлекли немало внимания. «Расширение было естественно – многие художники интересуются новыми и новейшими форматами. Да и выходя на улицу в самом прямом смысле слова, включая людей в иммерсию, мы значительно расширяем нашу сферу взаимодействия с горожанами».
По словам директора Музея Москвы Анны Трапковой Музею Москвы удается удачно балансировать между статусом ГБУК, вкусами москвичей и актуальным искусством, живо реагируя на все социальные и культурные процессы, происходящие в городе. «Яркие арт-объекты, как, например,«Танцующие оси» Романа Ермакова, стоявшие во дворе музея, а теперь отправившиеся на гастроли в парк «Фили», рушат невидимую стену, отделяющую обычного человека от public art».