До 25 августа в Лондонском музее дизайна будет работать выставка Designs of the year, на которой представлены работы лауреатов одноименной премии в самых разных сферах. Почти все они, может быть, за исключением «Моды» и «Автодизайна», свидетельствуют о том, что мировой дизайн взял уверенный курс на гуманизацию.


Победа в номинации «Архитектура» Захи Хадид и ее команды выглядит довольно предсказуемо, поскольку это один из немногих проектов-номинантов, направленных на формирование современной городской среды, урбанистического ландшафта. Специалисты бюро Zaha Hadid Architects создали архитектурную достопримечательность – культурный и общественный Центр Гейдара Алиева в Баку, здание с ярким трендовым, если можно так выразиться, молодежным архитектурным обликом, якорный объект, который «держит» все пространство площади. Его волнообразно изогнутые, расчерченные сеткой панелей фасады заметны издалека, архитектурное присутствие амбициозно и зримо. Конечно, проект центра малобюджетным, социально направленным не назовешь, однако все же это культурная институция, а не торгово-офисный небоскреб. Стоит отметить, что интернет-общественность во многом не одобрила выбор жюри. Критики сочли победу Хадид фактом, маскирующим изнанку некоторых политических процессов в стране. Впрочем, мы говорим об архитектуре, а не о политике. Заха Хадид и ее коллеги предприняли удачную (скажем это вслед за Деяном Суджичем) попытку встроить архитектурный объект в городскую ткань.

В номинации «Мебель» победу одержал Константин Грчич (Konstantin Grcic) с серией стульев PRO, выпускаемых немецкой маркой Flötotto. Не выдающийся, но очень крепкий концепт, направленный на улучшение здоровья современных школьников: производитель заранее позиционировал коллекцию PRO как мебель для образовательных учреждений. Рискнем предположить, что детские ортопеды внесли свою лепту в основательный дизайн модели, и теперь сколиозов и прочих патологий юных позвоночников станет действительно меньше. Одним словом, социальная направленность проекта налицо.
Примерно такую же ситуацию можно наблюдать в номинации «Цифровой дизайн», где жюри отметило продукт под названием PEEK. Эту аббревиатуру можно расшифровать так: портативная система проверки зрения. Авторы приложения для смартфона – офтальмологи Эндрю Баставрус (Andrew Bastawrous), Марио Джардини (Mario Giardini) и Аин Ливингстон (Iain Livingstone), а также инженер Стюарт Джордан (Stewart Jordan). Система проверки зрения, незаменимая для развивающихся стран, проста в использовании и может быть доставлена в любое труднодоступное место Земли. Фактически она заменяет стационарное рабочее место офтальмолога. По словам авторов концепции, они были весьма удручены сообщением ВОЗ о том, что в мире насчитывается 285 млн. человек, страдающих слепотой или различными поражениями зрения.
О модели под названием Seabord GRAND Архипрофи уже рассказывал http://archiprofi.ru/news/detail/evolyutsiya-klaviatury/. Добавим, что революционная «музыкальная клавиатура» стала лучшей в разделе «Предмет». А вот интернет-аудитория конкурса (общественное голосование) высказалась за продукт Phonebloks молодого голландского дизайнера  Дейва Хаккенса (Dave Hakkens). Это модульный смартфон, состоящий из сменных блоков на единой плате.  Его обладатель, ценитель современных цифровых технологий, вместо того, чтобы каждый год покупать новый девайс, может приобретать только усовершенствованные модули и таким образом осуществлять апгрейд своего смартфона. Проект направлен на экономию ресурсов, укрепление экологии, индивидуализацию быта отдельно взятого человека, достигаемую, что называется, малой кровью. Ведь в основе Phonebloks лежит идея персонализации предмета, тонкой подстройки вещи под конкретного индивидуума.
Лидер номинации «Графический дизайн» - художник Джеймс Брайдл (JamesBridle), осуществивший любопытный арт-проект Drone Shadows, перекликающийся с оруэлловской концепцией Большого Брата. В разных городах мира на асфальте Брайдл рисовал очертания самолетов-беспилотников в натуральную величину, которые используются военной разведкой. Действительно, многие слышали о таких самолетах, но мало кто видел их своими глазами. Действия Брайдла можно с небольшой натяжкой назвать акцией социального протеста: он словно напоминает нам о том, что в современном мире трудно остаться в полном одиночестве. Большой Брат следит за тобой! 

Обсуждение (0)

Комментировать